Российские компании пока мало мотивированы к созданию венчурных фондов, поскольку инновации еще не стали для них силой, определяющей успех или неуспех на рынке. К такому выводу пришли участики дискуссии на тему: «Кому нужны корпоративные венчурные фонды в России?», организованной Клубом директоров по науке и инновациям (iR&Dclub), сообщает пресс-служба РВК.
В дискуссии приняли участие члены Клуба директоров по науке и инновациям крупных российских частных и государственных компаний, а также заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев.
Основой для дискуссии стали выводы, сделанные по итогам исследования «Корпоративные венчурные фонды в России», которое было проведено в конце 2012 года Клубом директоров по науке и инновациям при поддержке ОАО «РВК». Исследование выявило ряд причин отсутствия «бума» в корпоративном венчуре, а также помогло определить несколько сценариев дальнейшего развития этого сегмента рынка.
По словам модератора заседания, эксперта iR&Dclub Владимира Костеева, компании пока мало мотивированы к созданию фондов, а те модели фондов, которые предполагается создать, неоднозначны: «Инновации ещё не стали той силой, которая определяет успех или неуспех компании. Первые корпоративные фонды, скорее всего, окажутся под собственным управлением компаний, будут вкладываться во внутренние разработки, но при этом будут стараться привлечь внешнее финансирование».
Владимир Костеев обозначил возможные пути выхода из сложившейся ситуации: начиная с обучения проектных команд компаний — будущих управляющих корпоративными венчурными фондами, заканчивая оптимизацией программ инновационного развития (ПИР) для госкомпаний и помощью во взаимодействии с институтами развития и инновационной инфраструктурой (частные фонды, консультанты).
Генеральный директор и председатель правления ОАО «РВК» Игорь Агамирзян представил слушателям различные модели фондов, в зависимости от стратегии компании, и отметил, что важно иметь чёткое понимание, для чего венчурный фонд нужен конкретной компании с точки зрения перспектив её развития. «Данный вопрос является ключевым не только для программы инновационного развития, но в значительно большей степени для стратегии компании, определяемой на уровне высшего руководства», - подчеркнул глава РВК.
Сергей Архипов, заместитель генерального директора по инновациям ОАО «Объединённые машиностроительные заводы» (ОМЗ) представил точку зрения частного бизнеса: «Потребность в создании корпоративного венчурного фонда появляется, когда организация понимает, что делать с новыми идеями, как их адаптировать и выращивать, когда сама компания готова к тому, чтобы адаптировать внутри себя все имеющиеся у фонда наработки и открытия, а это процесс чрезвычайно длительный, требующий каждодневных усилий по изменению организационной культуры». Также Сергей Архипов рассказал о развитии системы внутрикорпоративного предпринимательства на ОМЗ, составной частью которой станет венчурный фонд.
Александр Каширин, начальник департамента инноваций и стратегического развития Госкорпорации «Ростехнологии» убеждён, что проблема кроется в мотивации и менталитете, так как многие компании не готовы к открытым инновациям. Программы инновационного развития побуждают госкорпорации думать о создании фондов. «Ростехнологии» выбрали для себя форму корпоративного фонда, который будет работать на диверсификацию холдинга.
Владимир Довгий, заместитель генерального директора ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» отметил, что, благодаря состоявшейся дискуссии, он наметил план создания фонда в компании. По его словам, ранее от создания фонда компанию во многом удерживала проблема масштабности задач, но начать делать прообраз фонда можно и без значительных затрат. Кроме того, Владимир Довгий предложил создать при Клубе директоров по науке и инновациям «пилотный» венчурный фонд, «потренировав», таким образом, представителей компаний — членов Клуба.
Подводя итоги дискуссии, Олег Фомичев, статс-секретарь — заместитель министра экономического развития РФ отметил, что корпоративные венчурные фонды нужны, прежде всего, самим компаниям, но российские компании не всегда это понимают, что свидетельствует об отсутствии настоящей конкуренции и амбиций глобальных игроков.