В РГГУ 20 марта в шестой раз открылся Международный научный форум «Гуманитарные чтения РГГУ -2013». По традиции работа чтений ведется по четырем основным направлениям: теория и методология гуманитарного знания, россиеведение, общественные функции гуманитарных и социальных наук, гуманитарное знание и образование.
На открытии мероприятия присутствовал помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко. По его словам, «тяга к гуманитарному знанию, гуманитарным наукам, видимо, сопровождает любые моменты серьезных переломов в жизни государства. Такой перелом происходил в конце 80-х – начале 90-х, и это тоже вызвало большой интерес к гуманитарным наукам». Однако, несмотря на кажущийся спад внимания к гуманитаристике, остаются структуры и люди, которым не важна мода, которые ответственно делают свое дело, превращая его в дело всей своей жизни.
Фурсенко отметил: «Я говорю это в ведущем гуманитарном университете страны, который должен, несмотря на какие бы ни было модные устремления, удерживать жесткую планку. Повторяю, под валом текущих проблем не все и не всегда получается. Все-таки Историко-архивный институт, а потом РГГУ в основном эту планку удерживает со всеми сложностями, которые присущи нашему времени. Я не случайно вспомнил о звании Историко-архивный, потому что если говорить об истории, если говорить о гуманитарном знании, то я думаю, что роль архивов в широком смысле этого слова, роль преемственности знаний, роль передачи культурного кода, передачи исторического кода она, может быть, играет определяющую роль».
Андрей Фурсенко продолжил: «Я не специалист в истории, … но я хотел бы сказать, что от вас – от гуманитариев – очень многое зависит. Я это хочу сказать и молодым людям, которые сидят здесь: от ответственного отношения к тому, чем вы занимаетесь здесь, от очень ответственного отношения. Потому что каждое слово, каждый документ, опубликованный, трактованный он может не напрямую, но косвенно повлиять на то, как развивается страна сегодня» (отметим, что отец А.А. Фурсенко – академик Александр Александрович Фурсенко был выдающимся историком-американистом).
Ректор РГГУ, чл.-кор. РАН Ефим Пивовар сообщил, что на состоявшемся 19 марта заседании Наблюдательного совета чтений была утверждена программа и меморандум форума. Ректор начал свое выступление со слов благодарности членам Наблюдательного совета, в состав которого входят ведущие представители отечественного гуманитарного и научно-естественного академического сообщества, научному коллективу РГГУ и вузов страны, институтам и структурам РАН, внутриуниверситетским управлениям за активное участие в подготовке мероприятия. Е. Пивовар также представил двухтомное издание сборника материалов прошлогодних Гуманитарных чтений, включающее стенограммы заседаний, научные доклады, тезисы и статьи участников форума 2012 года.
Затем ректор перешел к анализу проблем современной высшей школы, решение которых нельзя откладывать или перекладывать на плечи будущих поколений. Ефим Пивовар начал с проблемы девальвации ценности гуманитарного образования. По его мнению, ощутимым последствием этой проблемы стало «перепроизводство» специалистов в некоторых областях без оценки их качества, однако причины произошедшего кроются в другом. Ректор отметил, что в гуманитарном сообществе до сих пор не сформировалось не только единого понятийного аппарата, но и вообще понимания себя в качестве сообщества в совокупности целей, задач и деятельности. Распространением гуманитарного знания и его популяризацией должно заниматься не только государство, но и сами ученые – максимально полно и ясно доводить его до представителей различных социальных слоев. Ефим Пивовар добавил, что «весь академический мир в последние годы занимается междисциплинарными исследования, тогда как в России до сих пор нет точного определения ни этого феномена, ни феномена гуманитарного образования».
Ректор РГГУ подробно остановился на концепции вуза как гуманитарного университета. В ее основе лежит принцип включения фундаментальных и прикладных гуманитарных наук, социальных наук и наук на стыке гуманитарного и естественнонаучного знания в единый образовательный комплекс. Он позволяет специалистам и студентам различных научных областей передавать опыт друг другу, реализовывать междисциплинарные направления подготовки и исследований, а также иметь общие площадки для дискуссий. Для того, чтобы это стало возможным, необходима постоянная работа над налаживанием взаимодействия подразделений и их эффективной коммуникацией.
Особое внимание ректор уделил также мероприятиям, состоявшимся в рамках Года истории в России, и их итогам. Именно этому вопросу уделено внимание первого пленарного заседания в рамках Гуманитарных чтений – 2013. По мнению ректора – профессионального историка – каждый год является годом Истории, однако 2012 год выявил неподдельный интерес к исторической тематике со стороны российского общества. «В 2013 году будет не меньше памятных дат и юбилеев, важность которых невозможно переоценить в истории нашей страны. В рамках этих Гуманитарных чтений будут обсуждаться вопросы, связанные с 400-летием дома Романовых, зарубежный поход победоносной российской армии 1813 г. в рамках антинаполеоновской кампании, а также подготовка к празднованию 100-летия начала Первой мировой войны», - подчеркнул Ефим Пивовар.
Декан исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, академик, член Наблюдательного совета Гуманитарных чтений РГГУ Сергей Карпов уделил внимание проблеме единства отечественного научного сообщества. Он подчеркнул, что «мы делаем общее дело. И когда ошибается кто-то из нас, то это наша общая ошибка, которую совместными усилиями необходимо исправлять». Необходимо усиливать позиции экспертного сообщества, чтобы у различных дилетантов, даже с благими намерениями, не было возможности влиять на общество. С. Карпов положительно высказался об идее создания единого учебника истории в российской школе, однако, по его мнению, работе над ним должно предшествовать совершенствование системы школьного образования, а также разработка его концептуальной составляющей. Он отметил, что ни в коем случае нельзя избегать драматичных моментов в нашей истории, необходимо приводить точки зрения различных сторон, однако одной из важных составляющих подобного издания должно стать изложение российских национальных интересов.
Заслуженный профессор РГГУ, заведующий кафедрой москвоведения ИАИ РГГУ Сигурд Шмидт отметил, что РГГУ – это результат работы на протяжении восьми десятилетий, так как РГГУ является неотъемлемой частью истории и достижений Историко-архивного института. С. Шмидт отметил, что одной из заслуг ректора Ефима Пивовара следует считать тесную связь университета с Российской академией наук. Среди проблем современного образования ученый выделил следующую: «К сожалению, в наших школах не учат детей понимать этот мир. Современные учебники восходят в своей традиции еще к дореволюционным изданиям, в первую очередь описывающим историю власти. Однако в современном мире эта концепция уже не так актуальна: за рубежом учат школьников понимать повседневность, обращаться к жизни людей, так как без понимания себя невозможно познать и власть».
Лауреат Премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых учёных за 2012 год, профессор РГГУ Андрей Усачев посвятил выступление результатам проведения в России Года истории. Он отметил, что событийная канва 2012 года включает в себя ряд важнейших мероприятий, состоявшихся в РГГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, в институтах РАН и др. Одним из самых заметных событий стало воссоздание Российского исторического общества. Он высказал надежду, что одной из задач общества станет популяризация исторической науки и экспертная оценка качества исторических исследований.
В ходе дальнейшей дискуссии состоялись выступления профессора РАНХиГС при Президенте РФ А.И. Комисаренко о Земском соборе 1613 года, профессора ИАИ РГГУ В.С. Парсамова о заграничном походе русской армии 1813 года, профессора ИАИ РГГУ А.С. Сенина о событиях накануне Первой мировой войны и директора ИФИ РГГУ П.П. Шкаренкова о гуманитарном образовании в современной России.