НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Петух из древнего захоронения свидетельствует о широком распространении культа Митры в римской Британии

Петух из захоронения в Киренчестере
Петух из захоронения в Киренчестере

Небольшой по нынешним меркам английский городок Киренчестер (Cirencester) в римское время был крупнейшим городом Британских островов после Лондиниума (Лондона). Уже сорок лет археологи раскапывают его погребения, относящиеся к римской эпохе, и каждый полевой сезон приносит неожиданные открытия. В прошлом сезоне группа археологов под руководством Нейла Холбрука раскопала погребения на месте бывших гаражей неподалеку от шоссе Тетбёри. Руководитель проекта раскопок римских кладбищ Клифф Бэйтмэн выразил удивление хорошей сохранностью кладбища, несмотря на несколько значительных перестроек на его месте. Надо сказать, что раскопки здесь проводились и раньше: в конце 1960-х перед строительством гаражей здесь было обследовано более пятидесяти погребений.

Фото: Cotswold Archaeology

По данным археологов, местное население в те далекие времена использовало два типа погребения: предание тела земле и сожжение с последующим захоронением праха. На киренчестерском кладбище эти типы погребений встречаются в соотношении 9 к 1. Также была обнаружена самая древняя в Великобритании именная погребальная стела. В этом сезоне кроме многочисленной керамики на кладбище нашли два браслета из зелёной стеклянной пасты, медные и сланцевые бусины, но самой значительной находкой стала обнаруженная в детском погребении бронзовая статуэтка петуха с сохранившимися эмалированными деталями. Датируется погребение первой половиной II века н.э. Совсем недавно была завершена реставрация статуэтки, и находка будет выставлена в киренчестерском музее Corinium.

Статуэтку петуха уже называют наиболее ярким артефактом, обнаруженным в римских некрополях Британии весь период раскопок. Аналогичные статуэтки петуха встречаются в погребениях начала нашей эры довольно часто, но они, как правило, выполнены из глины. Данная же находка – 13-сантиметровая бронзовая статуэтка – свидетельствует о богатстве родителей умершего. Всего на данный момент известно восемь таких статуэток, и четыре из них найдены в Великобритании. По очертаниям деталей и технике исполнения статуэтка из Киренчестера напоминает континентальные,  наибольшие аналогии наблюдаются у статуэток из Бухтена (Голландия) и Кёльна. Они были покрыты эмалью ярких оттенков жёлтого, синего и красного цветов, что позволяет предполагать, что и киренчестерский бронзовый петух также был покрыт яркой эмалью. Историки даже считают, что все найденные на данный момент бронзовые петухи могли быть сделаны в одной и той же британской мастерской, ведь здешние эмали славились по всей Римской империи, их находят в Германии, Франции, Бенелюксе, а также на Аппенинском и Пиренейском полуостровах.

Из материалов раскопок ученые делают вывод, что население Британских островов в I-III веках н.э. были разнородным как в национальном, так и в религиозном отношении. О такой разнородности говорят два типа погребений. Любопытным свидетельством влияния римской традиции на аборигенное население служит присутствие в кельтских погребениях монет, необходимых по римским верованиям для оплаты переправы в мир мёртвых на ладье Харона. Такие деньги (как правило, в погребальном ритуале использовали римские денарии) вкладывали в рот умершему. Постепенно угасая, этот обычай сохраняется здесь и в то время, когда христианство уже стало господствующей религией в Западной Европе.

Встречаются в Англии и погребения в каменных ящиках (цистах), известные здесь с мегалитического времени и представляющие собой докельтскую религиозную традицию. О сохранении докельтской традиции говорит и то, что цистовые кладбища расположены обособлено от галло-римских кладбищ. Одно из таких кладбищ, состоящее из 21 погребения, было раскопано на территории котсволдской средней школы. В юго-восточной части кладбища были обнаружены остатки небольшого доримского святилища, что свидетельствует о том, что римское завоевание не нарушило религиозных традиций данного региона. Интересно, что монеты для платы Харону встречаются и на этом кладбище, что не только служит надёжным средством датировки погребений, но и указывает на «прорастание» римских обычаев среди различных этнических групп местного населения Британских островов.

Митра, убивающий быка. Барельеф из митреума вблизи Гейдельберга

Бронзовый петух, открытый в киренчестерском погребении, свидетельствует о широком распространении культа Митры в Британии в первых веках нашей эры. В митраизме петух считался «глашатаем рассвета», выражал идею реинкарнации, символизируя надежду на то, что умершие воскреснут в новых телах. Во время ритуальных пиршеств в храмах Митры (митреумах) верующие в больших количествах ели петушиное мясо, что подтверждается находками петушиных костей в таких крупных митреумах, как построенный ок. 240 г.н.э. в Лондоне или относящийся к I в.н.э. во французском городе Анжере.

Почитание Митры стремительно и широко распространилось по Римской империи благодаря трем факторам: восточным купцам, рабам персидского происхождения и, наконец, легионерам, среди которых Митра был особенно популярен. Порой митраизм получал официальную поддержку: в конце II века император Коммод был посвящен в мистерии Митры, а в 307 году Диоклетиан, Галерий и Лициний, встретившись в Карнунте на Дунае, освятили там храм Митры, «покровителя их империи» (fautori imperii sui). Писатель и истории религии Э. Ренан отмечал: «Если бы рост христианства был остановлен какой-то смертельной болезнью, мир был бы митраистским».

Широта распространения в Британии первых веков нашей эры митраизма и местных галло-римских верований разительно контрастирует с отсутствием следов христианства. Древнейшее христианское погребение в Великобритании было открыто археологами Тони Уилмоттом и Иэном Хэйнсом на месте раннесредневековой церкви в Марипорте (римской крепости Алауне, защищавшей западную часть Адрианова вала). Время возникновения церкви датируют серединой V в.н.э. Под полом церкви было обнаружено погребение, совершенное по христианскому обряду. Погребение было потревожено последующим строительством церкви, но органический материал (клок овечьей шерсти) сохранившийся в погребении, позволяет датировать его временем между 240 и 340 г.н.э.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.