10 декабря 2019, вторник, 01:23

Скорость света в вакууме оказалась непостоянной

Скорость света в вакууме непостоянна

Скорость света в вакууме не является постоянной величиной, утверждают авторы сразу двух статей, опубликованных в одном из ведущих физических журналов Европы European Physical Journal D.

Автор одной из них, Марсель Урбан из Университета Париж-Юг 11 в парижском пригороде Орсэ, вместе со своими коллегами убежден, что вакуум (который не пуст и, по сегодняшним воззрениям, наполнен парами виртуальных, то есть возникающих и тут же исчезающих частиц) характеризуется флуктуирующей энергией - и потому некоторые его свойства, в том числе скорость света в нем, тоже должны иметь флуктуирующие значения.

Авторы второй статьи, Герд Лёхс и Луис Санчес-Сото из Института физики света им. Макса Планка в Эрлангене (ФРГ), пришли к тому же выводу, изучив электрические характеристики вакуума.

Концепция вакуума – одна из самых загадочных в физике. Сегодня считается, что полной пустоты в природе вообще не существует. Даже там, где  «вообще ничего нет», постоянно рождаются и тут же исчезают пары, - такие, как «электрон-позитрон» или «кварк-антикварк». Урбан и его коллеги впервые детально исследовали квантовый механизм, определяющий намагничивание и поляризацию вакуума, получив возможность оценить такие свойства вакуума, как его поляризация, диэлектрическую проницаемость - и, в конечном счете, скорость света в нем.

Сегодня считается, что полной пустоты в природе вообще не существует.

Этот анализ привел исследователей к выводу: в единице объема вакуума может находиться только ограниченное число виртуальных частиц. Из этого теоретически следует, что скорость фотона в вакууме должна варьироваться - по оценкам группы Урбана, в пределах 50 аттосекунд (аттосекунда – это 10- 18, то есть одна миллиардная часть от одной миллиардной части секунды) при пересечении квадратного метра вакуума. Это очень мелкие флуктуации, но их можно поймать с помощью новых сверхбыстрых лазеров, заявляют ученые.

Лёхс и Санчес-Сото, с другой стороны, рассмотрели пары виртуальных заряженных частиц в вакууме как электрические диполи и постарались на этой основе определить электрические характеристики вакуума. В частности, импеданс (условно говоря, электрическое сопротивление), который, в свою очередь, влияет на величину скорости света в вакууме. Импеданс вакуума, выяснилось, определяется не массой частиц, а только суммой квадратов их зарядов, иначе говоря, общим количеством элементарных заряженных частиц, имеющихся в природе. Исследователи утверждают, что имеющиеся экспериментальные результаты говорят в пользу этой гипотезы, а поскольку это число из-за свойств вакуума флуктуирует, то и скорость света тоже должна меняться!

Что же, Эйнштейну и его последователям следовало говорить не о том, что скорость света есть максимум, который нельзя превзойти, а всего лишь о том, что в мире существует максимальная скорость передвижения, без всякой ссылки на свет?