На севере Судана исследованы десятки пирамид первого тысячелетия до нашей эры

В результате раскопок под руководством египтолога Венсана Франсиньи в Седеинге (Северный Судан) исследованы 35 пирамид, датируемых концом первого тысячелетия нашей эры. Это уже не первые раскопки в Седеинге. Ранее исследователи находили здесь неолитические поселения V тыс. до н.э., храм, построенный фараоном XVIII династии Аменхотепом III в честь своей жены Тии, и другие памятники.

Эта местность, населённая кушитскими племенами, в течение нескольких периодов своей истории находилась в прямой зависимости от Египта, поэтому для её памятников характерен синкретизм культов и верований. Найденные здесь пирамиды – одни из самых молодых в Африке, а кроме того они, в отличие от египетских, весьма скромных размеров. Ширина основания наибольшей из раскопанных в Седеинге пирамид – около 7 метров, а наименьшей, вероятно, предназначавшейся для детского погребения, – 75 сантиметров.

К сожалению, комплекс находится на средневековом караванном пути, поэтому многие пирамиды были разрушены и ограблены ещё в древности. К тому же стены пирамид разбирали для строительства более поздних построек. Поэтому учёным приходится лишь предполагать, как выглядели эти пирамиды. Согласно предположению Франсиньи, каждая пирамида была увенчана замковым камнем с изображением лотоса, птицы или солнечного диска.

Кушитские племена, завоевав Египет, позаимствовали у египтян религиозные обычаи, а сама кушитская (XXV) династия получила в Египте славу «ревнителей веры». Вместе с тем есть и немало отличий: кушитские пирамиды значительно больше вытянуты по вертикали, построены они не из камня, а из необожжёного кирпича, причем из кирпича выкладывали только стены и свод погребальной камеры, а также внешние стены, оставляя внутри значительные пустоты. Круглая планировка погребальной камеры восходит к местной традиции круглых погребальных курганов, тогда как внешняя форма пирамиды относится к египетским заимствованиям.

Открытая Франсиньи табличка с заупокойным текстом, написанным мероитским письмом, также свидетельствует о синтезе египетских и кушитских религиозных элементов. Вот её текст: «О Исида! О Осирис! Это Аба-ла. Сделайте так, чтобы её напитком были обильные воды! Сделайте так, чтобы она ела обильные хлеба! Прикажите, чтобы ей подавали хорошую еду!» К египетским богам загробного мира обращаются не по традиционному египетскому канону, а в соответствии с кушитскими верованиями. На этой табличке изображены Исида и собакоголовый бог Анубис. Тем не менее, родственники Абалы обращаются не к Анубису, а к Осирису. Это свидетельствует о том, что в религиозном сознании кушитов конца I тыс. до н.э. эти божества соединились в одно, чего не наблюдалось в Египте.

Ещё один пример религиозного синкретизма в мероитских текстах, найденных при раскопках в Седеинге – почитание Атийе. Так называли и храм Тийи, и саму обожествлённую Тийю, причём в её образе слились фигуры нескольких богинь, в частности кушитской богини-матери и египетской Исиды. Обширный некрополь, функционировавший более тысячи лет (с VII в. до н.э. до V в.н.э.) возник именно потому, что кушиты верили в божественность Атийи и хотели расположить своих умерших как можно ближе к её храму.