Российский корабль «Союз» сможет долетать до МКС за три часа

Российские специалисты прорабатывают варианты «сверхбыстрой» доставки космонавтов на МКС на кораблях «Союз»,  даже не за четыре, а за два-три витка, сообщил сегодня журналистам глава Центра подготовки космонавтов Сергей Крикалев.

Экипаж корабля «Союз ТМА-09М» (Юрчихин-Найберг-Пармитано) отправится на МКС 29 мая по т.н. «быстрой» шестичасовой схеме, впервые опробованнойв пилотируемом полете экипажем Павла Виноградова в старте 29 марта.

Крикалев отметил, что первоначально для полета Юрчихина планировалась стандартная двухсуточная схема. Сейчас, по его словам, продолжают прорабатываться схемы еще более короткие, даже не четырехвитковые, а трехвитковые или двухвитковые. При этом длительность витка составляет около 90 минут.

«Часто так делается: проводятся первые испытания, потом какой-то период времени для анализа, и если все нормально, это дело применяется в дальнейшем на практике. Планировалось, что после полета Виноградова будет еще один-два полета по старой схеме. Федор приложил большие усилия к тому, чтобы экипаж полетел по быстрой схеме», — сказал Крикалев.

Скоростной полет к МКС стал возможен благодаря появившейся возможности проводить быстрые баллистические расчеты на борту самого «Союза» (в новой модификации корабля установлена быстродействующая БЦВМ - Полит.ру).

«У нас появилась больше возможностей иметь связь, если раньше связь была только через наземные пункты на советской, а потом российской территории, то сейчас есть возможность связываться через станцию, через спутники-ретрансляторы», — добавил  начальник Центра подготовки, передает РИА Новости.

Отметим, что в новой «быстрой» шестичасовой схеме первые два маневра сближения (коррекции орбиты) производятся без определения наземными средствами реальных параметров орбиты, на которую корабль был выведен ракетой-носителем.

Расчет данных для маневров (включения двигателей) выполняется на основе «идеальных» параметров.

Затем реальные параметры (перигей, апогей, наклонение орбиты, период обращения) определяются, передаются на борт экипажу, и закладываются им в БЦВМ, которая, в свою очередь, рассчитывает данные для двух последующих маневров уже на основе реальных данных.

Таким образом удается произвести первые два маневра, не теряя времени на промежуточные расчеты, что и позволяет в принципе выполнять «быструю» стыковку.

Подробнее об этом можно прочитать в интервью с заместителем начальника отдела баллистики РКК «Энергия», кандидатом технических наук Рафаилом Муртазиным, разработчиком «быстрой» схемы стыковки российских транспортных кораблей c МКС.