28 марта 2024, четверг, 16:33
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

02 июля 2013, 09:50

Мегагрантники обратились к Путину и Госдуме с предложением приостановить реформу РАН

26 ведущих ученых России и мира, получатели мегагрантов, выразили свое критическое отношение к намеченной Правительством РФ реформе трех академий. В их открытом письме на имя президента РФ Владимира Путина и депутатов Госдумы отмечается, что они ясно видят «необходимость продуманной и глубокой реформы российской науки». Вместе с тем, они считают, что «предложенная реформа Российской академии наук и других академий вызывает глубочайшие опасения за будущее не только самой Академии…, но и всей системы академических институтов и лабораторий, и, в особенности, o будущем молодых ученых, работающих в этой системе».

«Несмотря на назревшую реформу Российская академия наук остается главным научным учреждением России. Среди всех российских ученых с индексом цитирования свыше 1000 две трети работают в институтах нынешней РАН, и более 400 из этих ученых являются ее членами», – говорится в тексте письма. – «Скоропалительность предложенного закона и отсутствие открытого его обсуждения крайне настораживают, поскольку может привести к новому разрушительному удару по науке в России».

В заключение письма его авторы просят президента РФ и парламентариев «приостановить намеченную реформу», «предоставить время для обсуждения реформы с участием Правительства и реформируемых академий», а затем «провести всеобъемлющую, продуманную, и прозрачную реформу в течении 12-18 месяцев».  По мнению мегагрантников, должна быть проведена такая реформа, которая «получит поддержку российского и международного научного сообщества и обеспечит продуктивную работу Российской академии наук и ее институтов».

Авторы письма также предлагают «создать независимый консультативный совет из числа уважаемых ученых и представителей научных сообществ», который будет помогать процессу подготовки и осуществления реформы. Документ опубликован на русском и английском языках на сайте "Полит.ру".

Письмо подписали эксперты в области механики Искандер Ахатов и Дмитрий Трещев, математик Фёдор Богомолов, эксперт в области машиноведения Алексей Виноградов, эксперты в области наук о Земле Павел Гройсман, Питер Колтерман, Сергей Зилинтинкевич и Иорн Тиде, астрофизик Александр Долгов, эксперты в области медицинских наук и технологий Борис Животовский, Юрий Котелевцев, Паоло Маккиарини.

Под письмом также стоят подписи физиков Фридриха Вагнера, Владимира Захарова, Сергея Турицина и Алексея Устинова, биологов Григория Ениколопова, Алексея Кондрашова и Стива О' Брайена, химиков Александра Кабанова, Роберта Каптейна и Валерия Фокина,  биотехнолога Дженнаро Мелино, кристаллографа Артема Оганова, энергетика Збигнева Стижинского, эксперта в области истории и археологии Дмитрия Функа.

Напомним, что вчера было опубликовано совместное заявление Совета по науке и Общественного совета при Минобрнауки. Сегодня, 2 июля в 16.00, ученые намерены провести митинг у старого здания Президиума РАН (Ленинский проспект, 14). 1 июля состоялись экстренные заседания Президиума РАН, а также некоторых отделений РАН:  Отделения математических наук, Отделения физических наук, Отделения химии и наук о материалах, Отделения историко-филологических наук, а также Санкт-Петербургского научного центра. Были приняты заявления, в которых говорится о том, что академики отвергают подобный путь реформирования Академии наук.

На сайте газеты «ТрВ-Наука» сообщается, что к настоящему моменту о своем отказе вступать в отреформированную Академию наук заявили также академики РАН: математик Аркадий Кряжимский, физик-теоретик Дмитрий Ширков, директор ИППИ РАН Александр Кулешов, а также члены-корреспонденты РАН: математики Юрий Манин и Игорь Волович. Всего «Полит.ру» известны имена 7 академиков и 4 членов-корреспондентов, которые не будут вступать в новую организацию, если закон о реформировании трех академий будет принят.