Согласно традиционным представлениям карел, человек, нарушивший сложившиеся правила поведения в лесу или еще как-то прогневавший духов-хозяев леса, поражался особой болезнью. В языке ливвиковских карел название этой болезни звучит как mečännenä, в северо-карельском диалекте — metsännenä. В переводе это слово значит «лесной нос». Об этой болезни, представлениях о ее причинах и способах исцеления, содержится в статье Людмилы Ивановой, научного сотрудника Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН.
Карелы рассказывали: «В лесу есть хозяин. Ему как вы крикнешь что-нибудь плохое, тогда-то и придет [болезнь]». Проявлялась болезнь лесной нос в головной боли, тошноте, отсутствии аппетита, боли в спине. За исцелением обычно обращались к знахарю. Был вариант и самостоятельного лечения. В этом случае надо было попросить прощения у «хозяина леса, хозяйки леса, золотого короля леса», говоря «ваша правда, наша вина». Затем человек девять шагов пятился назад (в случае сильной болезни — трижды по девять шагов) и только потом мог уходить, повернувшись лицом к дому. Оглядываться при возвращении запрещалось.
Обряд исцеления мог проводиться знахарем возле муравейника, у перекрестка или в бане. Иногда выздоровления просили у дерева, стоя на его корнях. При этом произносился заговор: «Чистое дерево, хозяин дерева, хозяйка дерева, белый старший дерева, попы и попадьи дерева, дьяконы и дьяконицы дерева, пономари и пономарихи дерева, слуги дерева, служанки дерева, верные слуги, большие, малые, молодые, старые, дайте мне покой, здоровье для отдыха. И боль уберите, и раны из лечите, и смотрите, охраняйте». Порою дерево угощали или же надевали на него одежду больного.