НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Филологи и антропологи ставят древнеримский балет

Театральная труппа, фрагмент фрески из Помпей
Театральная труппа, фрагмент фрески из Помпей
Wikimedia Commons
 
Партнер проекта
1tNRtWECjbM
 
Софи Боксберже рассказывает о реконструкции древнеримского танца
 

Совместный проект оксфордских филологов и антропологов «Древний танец в современных танцорах» реконструирует жанр древнеримского танца tragoedia saltata. Жанр, более известный как римская пантомима, представлял собой балетное соло на мифологические сюжеты. Параллельно хор или солист пел трагическое либретто под аккомпанемент оркестра.

Одна из главных сложностей танца заключалась в том, что исполнитель должен был сменять несколько ролей прямо на сцене, превращаясь последовательно в каждого из героев и изображая события с помощью жестов и движений.  «Танцор должен быть как глина, сначала он – лев, потом змея, потом бог, потом герой, потом нищий. Он должен уметь воплотить все, в том числе неодушевленные предметы или, например, огонь. Людям очень нравилось смотреть на эти превращения как на чудо гибкости человеческого тела», – рассказывает филолог и балерина Софи Боксберже (Sophie Bocksberger).

Участники проекта работают по двое: специалист по античности и профессиональный танцор вместе изучают описания пантомимы у древних писателей Лукиана, Либания и Апулея, а затем создают четырехминутную хореографию на сюжет из «Метаморфоз» Овидия. Репетиции записываются и затем анализируются с помощью антропологических методик. Основное внимание ученых направлено на когнитивные реакции участников в процессе работы и на то знание о своем теле, которое появляется в результате кинестетического взаимодействия с древними текстами.

Реконструкция древнего танца встречает много препятствий. Описания движений субъективны: трудно понять, что означала характеристика “изящно” или “грубо” для древних римлян. Кроме того, из-за прерванной традиции пантомимы неизвестно значение танцевальных терминов. «Если бы традиция европейского балета вдруг прекратилась, мы бы не знали, как именно должен исполняться “пируэт”», - проводит аналогию Софи.

Презентация результатов проекта пройдет 1 октября.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.