

Совместный проект оксфордских филологов и антропологов «Древний танец в современных танцорах» реконструирует жанр древнеримского танца tragoedia saltata. Жанр, более известный как римская пантомима, представлял собой балетное соло на мифологические сюжеты. Параллельно хор или солист пел трагическое либретто под аккомпанемент оркестра.
Одна из главных сложностей танца заключалась в том, что исполнитель должен был сменять несколько ролей прямо на сцене, превращаясь последовательно в каждого из героев и изображая события с помощью жестов и движений. «Танцор должен быть как глина, сначала он – лев, потом змея, потом бог, потом герой, потом нищий. Он должен уметь воплотить все, в том числе неодушевленные предметы или, например, огонь. Людям очень нравилось смотреть на эти превращения как на чудо гибкости человеческого тела», – рассказывает филолог и балерина Софи Боксберже (Sophie Bocksberger).
Участники проекта работают по двое: специалист по античности и профессиональный танцор вместе изучают описания пантомимы у древних писателей Лукиана, Либания и Апулея, а затем создают четырехминутную хореографию на сюжет из «Метаморфоз» Овидия. Репетиции записываются и затем анализируются с помощью антропологических методик. Основное внимание ученых направлено на когнитивные реакции участников в процессе работы и на то знание о своем теле, которое появляется в результате кинестетического взаимодействия с древними текстами.
Реконструкция древнего танца встречает много препятствий. Описания движений субъективны: трудно понять, что означала характеристика “изящно” или “грубо” для древних римлян. Кроме того, из-за прерванной традиции пантомимы неизвестно значение танцевальных терминов. «Если бы традиция европейского балета вдруг прекратилась, мы бы не знали, как именно должен исполняться “пируэт”», - проводит аналогию Софи.
Презентация результатов проекта пройдет 1 октября.