Госдума предложит Минфину ввести франшизу для полисов ОСАГО, пишут «Ведомости». Это означает, что водителей могут обязать компенсировать часть ущерба потерпевшему самостоятельно.
Депутаты предлагают обсудить введение франшизы разного размера, от суммы которой будет зависеть стоимость полиса. По их мнению, эта мера позволит отказаться от индексации тарифов страховщиков. При этом депутаты предусматривают для водителей возможность самостоятельно определяться, нужен ли им полис с франшизой. Обсуждение предложений пройдет 22 октября.
Если новую систему введут, то страховая компания сможет взыскать франшизу с клиента, чтобы оплатить убытки пострадавшего. Чтобы водитель не смог уклониться от выплат, его данные внесут в базу данных Российского союза автостраховщиков. Таким образом, у должника не будет возможности купить новый страховой полис.
Страховщики неоднозначно оценили предложение депутатов. Они отметили, что новая мера позволит сократить издержки по мелким делам, когда компаниям необходимо выплачивать крупные суммы даже за небольшой ремонт. Средняя сумма выплат по ОСАГО сейчас составляет 26 800 рублей, тогда как ремонт авто обходится, в среднем, в 23-28 тысяч рублей. Мелкий ущерб водитель может оплачивать самостоятельно, а в случае серьезного ДТП - обращаться к страховке. В то же время, компании понесут дополнительные убытки из-за увеличения документооборота, отмечают страховщики. Они настаивают на том, что тарифы ОСАГО нужно избавить от государственного контроля и подчинить требованиям рынка.
Последняя индексация тарифов ОСАГО прошла в 2011 году. Страховщики в 2012 году смогли договориться с властями о повышении максимальной суммы выплат со 120 до 400 тысяч рублей, однако меру так и не реализовали.
Минфин уже предложил повысить стоимость ОСАГО, отказавшись от ряда коэффициентов расчета. Территориальный коэффициент предлагается укрупнить. В настоящее время при расчете стоимости полиса используется всего семь коэффициентов, в том числе возраст, стаж автомобилиста, число тех, кто имеет право управлять транспортным средством, срок использования автомобиля, мощность двигателя, предыдущая аварийность.