НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Способности к математике заметны уже в возрасте полгода

 
Интеллектуальный партнер проекта

Ученые из университета Дьюка в Северной Каролине научились предсказывать будущие математические способности ребенка еще в шестимесячном возрасте.

В какой степени математические способности у людей врожденные? Можно ли улучшить их тренировкой? Только ли у людей есть математика? Если у животных тоже есть, похожа ли она на математику людей?

В сообществах, где есть письменность, математические понятия описываются символами, и в таком виде преподносятся детям в школе или немного раньше родителями. А что до этого? У людей есть так называемая приблизительная система счета. Она не основывается ни на письменных символах, ни на языке и дает возможность примерно оценивать величины, сравнивать их между собой. Это очень древнее эволюционное приобретение, более или менее точная эта система есть не только у позвоночных (млекопитающих, рыб, птиц), но даже и у насекомых. Кроме того, приблизительная система счета играет важную роль в становлении последующих математических навыков, которые появляются уже только у людей.

В 2010 году была опубликована работа, в которой был предложен метод для оценки способностей к приблизительному счету у шестимесячных детей. Детям показывали два экрана. На одном было постоянное число пятен, например, восемь. Пятна все время меняли свой цвет и размер. На другом пятна тоже менялись по виду, но число их тоже менялось. Например, от 8 до 16. Дети с хорошими способностями к приблизительному счету проводили больше времени, глядя на второй экран, чем на первый.

Этим методом воспользовались ученые, выполнившие описываемую работу. Они отобрали 48 детей, протестированных в шестимесячном возрасте, и протестировали их три года спустя, использую тот же самый метод и другие стандартные математические тесты для дошкольников. Оказалось, что существует корреляция между успехами в «неформальной математике» в возрасте 6 месяцев и уже более формальной математикой у дошкольников. Корреляция сохранилась даже после поправок на IQ детей и на определявшуюся отдельными тестами склонность часто переключать внимание.

Полученные данные не утверждают, однако, что математические способности полностью врожденные. С рождения до полугода с ребенком происходит достаточно событий, которые могут повлиять на развитие ребенка в этом направлении. Более того, получается, что для лучшего развития математических способностей в будущем имеет смысл заниматься с ребенком уже в самом раннем возрасте. Авторы этой работы сейчас занимаются разработкой компьютерных игр, позволяющих тренировать соответствующий навык, для самых маленьких.

И, конечно, не стоит думать, что будущие математические способности человека однозначно предопределяются результатами теста с пятнами в шестимесячном возрасте. Кроме интуитивного счета для овладения высотами математики понадобятся и другие способности: кратковременная память, абстрактное мышление, пространственное мышление.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.