Викинги носили персидские шелка

В начале 2014 года в издательстве «Oxbow» выйдет монография норвежской исследовательницы древних тканей Марианны Веделер «Шелк для викингов». Ранее мы рассказывали о проведенном ею исследовании туники из норвежского ледника.

Книга о викингском шелке стала результатом длительных исследований в лабораториях университета Осло. Важную часть монографии составляет детальный анализ фрагментов шёлковых тканей обнаруженных на Осебергском корабле, одном из самых богатых погребений в ладье. Корабль был построен в 830 г. н.э. и в течение нескольких лет плавал в море, а, затем, был использован как погребальный корабль конунга. На открытом в 1904 году корабле было найдено более 100 фрагментов 15 различных шелковых изделий. Среди них были изделия, комбинирующие шелк и шерсть, а также изделия с вышивкой. Шелк был очень дорогим материалом, поэтому его часто нарезали тонкими полосками и использовали для украшения шерстяной или льняной одежды.

Шелк был очень дорогим материалом, поэтому его часто нарезали тонкими полосками и использовали для украшения шерстяной или льняной одежды.

Еще одним источником шелка викингского времени стал раскопанный несколько ранее (в 1880 году) Гокстадский корабль, но сохранность этих образцов несколько ниже. Больше всего древнего шелка дал некрополь Бирки, важный шведский торговой порт VIII-X веков. Лабораторные исследования определили персидское происхождение шёлковых изделий из погребений викингского времени. Помимо особого текстуры, характерной для персидского шёлка, исследователи отмечают и присутствие характерных мотивов на тканях, таких как чудесная птица Шахрох, покровительствующая шаху и его приближённым. По легендам, Шахрох выбирала из сыновей шаха преемника и приносила ему во сне тиару, заменявшую в средневековом Иране корону. Вместе с персидскими товарами этот образ попал в Европу и его стали изображать на стенах христианских церквей. Мотив избрания наследника в христианстве был переосмыслен и представлялся как божественное благословение действующему монарху.

Открытие зависимости викингов от восточного импорта, прежде всего персидского и византийского стало неожиданностью. Как считалось ранее, дорогие и престижные товары попадали в Скандинавию в VIII-XI веках исключительно как добыча, захваченная в Европе и Средиземноморье, прежде всего в Англии и Ирландии, а мир викингов рассматривался историками, как варварский. Теперь же выяснилось, что Скандинавия была включена в систему мировой торговли не только в XII-XV веках, когда норвежские и шведские купцы посещали многие страны, в том числе и Русь, но и намного ранее – в самый «разбойничий» период викингской истории.

Как доказывает исследование Марианны Веделер, основными торговыми путями, которыми шёл византийский и персидский импорт, были Днепр и Волга соответственно. В то время персидские шелка славились и в Европе и Азии, более того, они доходили даже до Японии. Именно Персия и была основным источником, а путь через Константинополь и днепровские пороги рассматривался как вспомогательный. Причиной этого могли стать разбойничьи шайки, промышлявшие в районе порогов. К тому же в Византии были значительные ограничения: иностранный купец не имел права купить шёлка на сумму большую, чем цена лошади.

Веделер предполагает, что торговые контакты викингов были еще шире, так на Гокстадском корабле были обнаружены тонкие полоски кованого золота, обернутые вокруг шёлковой нити. Такая техника была известна средневековом Китае, поэтому вполне вероятно, что в Скандинавию проникали и другие китайские товары.

Исследование Веделер показывает геополитическую специфику политики викингов: западное и южное направление рассматривались ими как места, где можно было поживиться богатой добычей, тогда как восточное направление – как источник диковинок и престижных товаров, получаемых путем торговли и обмена. Похоже, что в ближайшее время следует ожидать значительных изменений в оценке викингского общества, как «дикого» или варварского. Другой предпосылкой к этому может стать исследование Патрика МакКаррона и Ральфа Кенны, которые доказали сложность социальных взаимосвязей средневекового скандинавского общества на основе математической модели взаимоотношений между героями саг.