24 февраля 2020, понедельник, 15:25

Физики раскрыли природу третьего радиационного пояса Земли

Модель радиационных поясов Земли (третий обозначен красным)
Yuri Shprits, Adam Kellerman, Dmitri Subbotin/UCLA

Интеллектуальный партнер проекта

Международная команда ученых выяснила природу третьего радиационного пояса Земли. Исследование было проведено на основании данных, полученных зондами RBSP. Его результаты опубликованы в журнале Nature Physics. На сайте Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и на странице МГУ приводятся подробности работы.

Радиационные пояса Земли были открыты в 1958 году американским ученым Джеймсом ван Алленом на основании данных, полученных со спутника «Эксплорер-1». До 2012 года считалось, что Землю окружают два электронных радиационных пояса. Внутренний находится на высоте от 1600 км до 13 000 км, а внешний — на высоте от 19 000 км до 40 000 км. Третий пояс был обнаружен между ними на высоте от примерно 19 000 км — 22 000 км от Земли. Этот пояс состоит из ультрарелятивистских электронов (с энергией больше 2 МэВ), обладающих высокой проникающей способностью.

Ученые из МГУ совместно с коллегами из Канады, США и Кореи объяснили происхождение третьего радиационного пояса Земли. Для изучения его природы была создана компьютерная модель околоземных радиационных поясов за период с начала августа 2012 года по начало октября 2012 года. Моделирование основывалось на данных об ультрарелятивистских электронах, полученных со спутников RBSP.

Выяснилось, что в начале сентября 2012 года ультрарелятивистские электроны испытывали взаимодействие электромагнитных ионно-циклотронных волн и понесли в результате значительные потери — внешний радиационный пояс рассматриваемых энергий опустел практически до внутреннего края, сформировав тонкое кольцо, ставшее третьим радиационным поясом.

После бури земная плазмосфера защитила ультрарелятивистские электроны от электромагнитных ионно-циклотронных волн. Благодаря этому третий радиационный пояс смог существовать около месяца.

По словам ученых, радиационные пояса Земли могут представлять угрозу для космических кораблей и спутников. Они могут вызывать выход аппаратуры из строя. При этом, по мнению руководителя исследовательской группы профессора Сколковского института науки и технологий Юрия Шприца, «лучшее понимание природы излучения в околоземном пространстве поможет защитить людей и аппаратуру от радиационного воздействия».

Открытие третьего радиационного пояса Земли является значительным событием, которое войдет в учебники истории.