Мемория. Михаил Нестеров

31 (19) мая 1862 года родился Михаил Нестеров, русский и советский живописец.

Личное дело

Михаил Васильевич Нестеров (1862—1942) родился в Уфе в интеллигентной купеческой семье. Его отец, Василий Иванович, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами, интересовался историей и много читал. Мать, Мария Михайловна, также происходила из купеческой семьи, была родом из Ельца. В 12 лет по распоряжению отца Нестеров переехал в Москву для поступления в техническое училище. Однако, провалив экзамены, пошел в реальное училище, а в 15 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Любимым преподавателем Нестерова стал художник-передвижник Василий Перов. Проучившись три года, Нестеров переехал в Петербург, где год проучился в Академии художеств. Вернувшись в Москву, Нестеров застал Перова уже угасающим от чахотки. Художник успел написать портрет своего наставника, которого не стало в том же году. Во время летних каникул 1883 года в Уфе познакомился со своей будущей женой Марией Мартыновской. В 1885 году окончил московское училище, за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» получил звание свободного художника и обвенчался с Мартыновской, несмотря на протесты его родителей. Они считали, что брак слишком ранний и поспешный. В 1886 году после родов жена Нестерова скончалась. У художника осталась дочь Ольга. «Любовь к Маше и потеря ее, — вспоминал Нестеров, — сделали меня художником, вложили в мое художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу, словом, все то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве».

Первой работой, обратившей внимание на самобытность Нестерова, стал «Пустынник», написанный в 1888—1889 годах. Полотно купил для своей коллекции Павел Третьяков. На полученные за картину деньги Нестеров отправился в путешествие по Австрии, Италии, Франции и Германии. К этому периоду относится первая зарисовка будущей картины «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890). Работа стала сенсацией следующей выставки передвижников и также была приобретена Третьяковым. Нестеров называл ее самым лучшим своим произведением. «Жить буду не я. Жить будет "Отрок Варфоломей". Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».

С 1890 года Нестерова приглашали расписывать храмы в Киеве (Владимирский собор), в грузинском Абастумане (церковь Александра Невского), Марфо-Мариинскую обитель в Москве. В 1902 году женился на Екатерине Васильевой — классной даме института, где училась его дочь. У пары появились на свет дочери Наталья и Анастасия и сын Алексей. До революции Нестеров создал цикл картин о старообрядцах, за полотно «Великий постриг» был удостоен звания академика живописи. C началом Гражданской войны семья художника перебралась в Армавир. В 1920 году они вернулись в Москву. Главным в советском периоде творчества Нестерова стали портреты. Он писал художников и скульпторов В. М. Васнецова, И. Д. Шадра, А. В. Щусева, В. И. Мухину, ученых — А. Н. Северцова, И. П. Павлова, артистов, врачей и других выдающихся людей того времени.

В 1938 году Нестеров был арестован, однако через две недели отпущен. Мужа его старшей дочери Ольги, юриста и профессора Виктора Шретера, расстреляли за шпионаж, саму Ольгу сослали в казахский Джамбул, ее выпустили в 1941 году. В 1942 году Нестеров в возрасте 80 лет скончался от инсульта в Боткинской больнице Москвы. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит

Один из самых ярких художников-передвижников, посвятивший большую часть своего творчества христианской Руси. В советское время — блестящий портретист, увековечивший известных писателей, музыкантов, скульпторов и художников своей эпохи.

О чем надо знать

В 1937 году в присутствии Нестерова были арестованы его дочь Ольга с мужем Виктором Шретером. Кроме того, был посажен и приговорен к смерти муж его дочери Натальи Михаил Беляев, основавший музей-квартиру А. С. Пушкина на Мойке. После письма Сталину смертную казнь Беляеву заменили ссылкой, затем Нестеров смог добиться освобождения пушкиниста. Дочь Ольгу ему удалось вернуть в 1941 году. Из ссылки она пришла на костылях, хромала до конца дней.

В революцию, когда Нестеров был с семьей в Армавире, их квартиру обокрали, пропала коллекция работ, хранившихся у художника в мастерской. «Я — гол как сокол» — писал Нестеров другу, — так, как было лет тридцать назад». Обнаружить большинство исчезнувших работ Нестерова так и не удалось. Впоследствии вторая жена художника Екатерина Петровна экономила и ходила по комиссионным магазинам в надежде найти пропавшие работы. Кое-что из рисунков ей удалось обнаружить и выкупить, однако основная часть коллекции исчезла.

Прямая речь:

«Помнить себя я начал лет с трех-четырех. До двух лет я был слабым, едва выжившим ребенком. Чего-чего со мной ни делали, чтобы сохранить мою жизнь! Какими медицинскими и народными средствами ни пробовали меня поднять на ноги, а я все оставался хилым, дышащим на ладан ребенком. Пробовали меня класть в печь, побывал я и в снегу на морозе, пока однажды не показалось моей матери, что я вовсе отдал богу душу. Меня обрядили, положили под образ. На грудь положили небольшой финифтяный образок Тихона Задонского. Мать молилась, а кто-то из близких поехал к Ивану Предтече заказать могилу возле дедушки Ивана Андреевича Нестерова. Но случилось так: одновременно у тетушки Е. И. Кабановой скончался младенец, и ему тоже понадобилась могилка. Вот и съехались родственники и заспорили, кому из внуков лежать ближе к дедушке Ивану Андреевичу... А той порой моя мать приметила, что я снова задышал, а затем и вовсе очнулся. Мать радостно поблагодарила бога, приписав мое воскрешение заступничеству Тихона Задонского, который, как и Сергий Радонежский, пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием. Оба угодника были нам близки, входили, так сказать, в обиход нашей духовной жизни». — из книги Михаила Нестерова «Давние дни»

3 факта о Михаиле Нестерове

  • Нестеров не имел способности к языкам. Однажды, продрогнув и зайдя в буфет в Берлине, художник спросил себе чаю: «Битте, тинте! Тинте!» — повторил он несколько раз буфетчику. Тот принес пузырек чернил. Оказалось, художник перепутал Tee — чай — с Tinte — чернилами.
  • Дочери Нестерова были долгожительницами: Ольга Михайловна скончалась в 1973 году в возрасте 87 лет, Наталья Михайловна прожила 101 год, ее не стало в 2004-м, Анастасия Михайловна ушла из жизни в 99 лет. Сын Нестерова Алексей умер совсем рано, ему было 35 лет.
  • Нестеров был одаренным писателем, в конце жизни, в 1941 году он выпустил книгу воспоминаний под названием «Давние дни».

 

Сергей Дурылин «Нестеров в жизни и творчестве»

Статья о Михаиле Нестерове в Википедии

Биография Михаила Нестерова на РИА Новости

Книга Ирины Никоновой о Михаиле Нестерове

Книга мемуаров Михаила Нестерова «Давние дни»

Завещание Нестерова. Интервью с внучкой художника

Русские художники. Михаил Нестеров