22 октября 2014 года в Москве прошло девятое заседание Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ. В работе Совета приняли участие министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов и глава Федерального агентства научных организаций (ФАНО России) Михаил Котюков. Был рассмотрен вопрос о деятельности ФАНО за первый год его работы и по результатам обсуждения принято решение Совета по науке.
В решении отмечается, что организация научной работы в институтах ФАНО имеет решающее значение для развития российской науки в целом. «В переданных ФАНО научных институтах сосредоточена львиная доля российской науки, заметной на международном уровне. …Работающие в этих институтах 18% российских научных сотрудников выпускают в год более половины всех индексируемых в международных базах данных научных статей».
Совет по науке подчеркнул, что «за год, прошедший после передачи институтов РАН, РАМН и РАСХН в ФАНО, агентству удалось эффективно переключить на себя управленческие функции, не допустив явных провалов (например задержек с выплатой заработной платы сотрудникам институтов)». В то же время, Совет по науке отметил резкий рост бумаготворчества со стороны ФАНО. «При этом не все поступающие из ФАНО бумаги можно охарактеризовать как необходимые и служащие интересам развития научных исследований в институтах. Часто указываются явно нереалистичные сроки исполнения по отдельным документам».
Одновременно с этим, члены Совета по науке считают, что «никаких позитивных изменений в институтах ФАНО пока не наблюдается – как все было, так все и осталось. Более того, даже с учетом годичного моратория, казалось бы, должна быть уже готова стратегия дальнейших изменений в системе ФАНО... Однако планы по повышению эффективности пока неизвестны широкой научной общественности и прежде всего – ведущим ученым, работающим в институтах ФАНО».
Был отмечен «явный дефицит информации о деятельности ФАНО и коммуникаций руководства ФАНО с учеными из подведомственных научных институтов. Встреч руководителей ФАНО и РАН для этого недостаточно, поскольку многие ведущие ученые институтов ФАНО не состоят в РАН и, тем более, не входят в руководство РАН. Дефицит информации о планах на будущее не позволяет ученым ощущать надежность своих жизненных траекторий».
По мнению Совета по науке, все это «крайне неблагоприятно сказывается на настроениях, прежде всего, наиболее динамичных, востребованных и молодых ученых, которые, в силу неопределенности будущего, начинают все с большим вниманием рассматривать приглашения из зарубежных научных центров». Совет по науке уверен, что «обратная связь между учеными институтов ФАНО и руководством агентства могла бы быть активирована при наличии Научно-координационного совета ФАНО».
Появившиеся в последнее время проекты документов ФАНО о реструктуризации сети подведомственных ФАНО институтов вызвали у членов Совета по науке недоумение. «В частности, непонятно, как и зачем проводить реструктуризацию до оценки эффективности работы институтов. В рамках ФАНО были проведены обсуждения критериев оценки эффективности, но сами критерии до сих пор не сформулированы», – говорится в решении Совета.
Совет науки считает, что реструктуризация сети институтов ФАНО не является наиболее существенной и неотложной проблемой агентства. По мнению членов Совета, «гораздо более важно обеспечить адресную поддержку и определенную степень организационной независимости ведущим ученым и наиболее результативным лабораториям, что позволит поддержать в институтах ФАНО те структуры, которые работают на передовом уровне мировой науки». Полностью с решением Совета можно ознакомиться на сайте «Полит.ру».