НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Политические убеждения выявит томография

Wikimedia Commons

Несколько лет назад ученые выяснили, что политические убеждения человека зависят во многом от его генов. Позже появились новые работы, связывающие политические взгляды с числом друзей, женственностью и даже формой лица. Исследование, о котором пойдет речь, опубликовано в журнале Current Biology и рассказывает о связи принадлежности к тому или иному общественному течению и активности мозга в ответ на эмоционально окрашенные изображения, не связанные с политикой. 

Психологи и программисты из ведущих университетов США и Великобритании объединились для совместного проекта по анализу политических взглядов по результатам функциональной магнитно-резонансной томографии. 83 здоровых добровольца должны были описать свои политические убеждения, согласившись с рядом утверждений или отвергнув их. По результатам опроса участников разделили на три практически равные группы: консерваторы, либералы и люди умеренных политических взглядов. Затем каждого добровольца помещали в МРТ-сканер, где под видом изучения зрительного восприятия показывали в случайном порядке 80 изображений. Их состав был таким: 20 приятных (котенок, кролик, дельфин), 20 нейтральных (ложка, фонарик, пожарный кран), 20 вызывающих отвращение (тараканы в еде, рвота, последствия ожогов) и 20 устрашающих (взрыв, сцены ограбления, падения самолётов и т.д.).

ФМРТ позволяла отследить, какие области мозга активируются у испытуемых во время просмотра того или иного изображения, и с какой силой. Данные, полученные этим методом, сопоставили с результатами опроса, посвященного политическим взглядам. Оказалось, что по активации тех или иных участков мозга во время просмотра отвратительных картинок можно было с высокой точностью определить, к либералам или консерваторам относится испытуемый. При этом эмоциональные оценки, которые давали изображениям сами участники исследования, могли не совпадать с результатами фМРТ и не давали такого четкого представления об убеждениях людей, как данные томографического исследования. Ответы мозга на приятные, пугающие и тем более нейтральные изображения, казалось, никак не были связаны с политическими взглядами участников.

Полученная информация может заинтересовать многих. В первую очередь есть над чем задуматься философам: получается, мозг лучше нас самих знает, что нам нравится, а что нет? В принципе, это весьма логично, но такой расклад событий лишает возможности иметь свободу воли. Маркетологи также получают пищу для размышлений. Помимо знаний о том, как заставить потребителей смотреть туда, куда нужно рекламщикам, нейробиология в таких исследованиях, как обсуждаемое, предлагает идею, как можно абсолютно незаметно получать весьма важные персональные данные. Если реакция мозга на изображения, никак не связанные с политикой, дает представление о политических убеждениях человека, то как знать, какая информация таится в его походке, манере говорить, проявлениях активности мозга на энцефалограмме или томограмме? Неразрешенных вопросов много. Вот только иногда, вопреки идеалам науки, хочется, чтобы ответы на них так и остались неизвестными — чтобы не рушились привычные представления о мире и себе самих.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.