4 апреля 2020, суббота, 00:43

Немецкие ученые открыли новый супер-Юпитер

NASA/JPL-Caltech

В прошлом месяце астрономический спутник NASA Kepler сделал удивительную находку. С его помощью группе немецких астрофизиков удалось обнаружить до сих пор неизвестную науке огромную планету – небесное тело размером с Юпитер, но в шесть раз массивнее этого газового гиганта. Открытие независимо друг от друга совершили специалисты из Центра астрономии Гейдельбергского университета (ZAH), возглавляемые Маурицио Ортисом (Mauricio Ortiz), и Института астрономии Общества Макса Планка (MPIA), который тоже находится в Гейдельберге. Результаты работы уже изложены в виде двух статей, опубликованных в именитом научном журнале Astronomy and Astrophysics.

Экзопланету, то есть планету, которая вращается вокруг звезды вне Солнечной системы, назвали не в честь ее «первооткрывателя»-телескопа, а по имени материнской звезды, – она находится в системе оранжевого гиганта Kepler-432b, на расстоянии в 2850 световых лет от Земли. Ее оборот занимает более пятидесяти земных суток. Кроме обнаруженного супер-Юпитера в этой системе находится еще одна, открытая годом ранее KOI-1299c, которую принято называть «теплым Юпитером». KOI-1299c ощутимо меньше – она более чем в три раза легче Kepler-432b. Период ее обращения вокруг материнской звезды – четыреста земных суток. «Большинство известных нам планет, вращающихся вокруг звезд-гигантов, имеют большие и круговые орбиты. У Kepler-432b она небольшая и сильно вытянутая, что существенно отличает ее от других планет», — поясняет доктор Давид Гандолфи (David Gandolfi).

Учитывая стадию развития, на которой находится данное светило, родительская звезда Kepler-432 израсходовала свои топливные запаса и сейчас активно расширяется, и ее радиус уже в несколько раз превышает радиус Солнца. А значит, участь Kepler-432b предрешена: приблизительно через двести миллионов лет она будет поглощена звездой-гигантом. Уже сейчас температура на ней достигает отметки в тысячу градусов Цельсия.

До сегодняшнего дня ученым было известно только о четырех экзопланетах, расположенных рядом с красными гигантами. Основная причина этого, скорее всего, состоит в не в том, что таких объектов не существует, а в том, что подобные планеты просто не доживают до своего открытия – у них слишком короткий, по меркам астрономов, жизненный цикл – ведь двести миллионов лет это действительно ничтожно мало для суровых законов Вселенной. Такая судьба ожидает, например, и открытую в конце 2013 года экзопланету возле красного гиганта Kepler-91.