НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 апреля 2015, 00:00

Мемория. Николай Акимов

Николай Павлович Акимов
Николай Павлович Акимов

16 апреля 1901 года родился театральный режиссер Николай Акимов.

 

Личное дело

Николай Павлович Акимов (1901 – 1968) родился в Харькове в семье железнодорожного служащего. Когда ему было девять лет, отец получил место в правлении Московской Виндаво-Рыбинской железной дороги, и семья переехала сначала в Царское Село, а затем в Петербург. Родители хотели, чтобы сын получил инженерную профессию, но Николая Акимова с детства привлекало рисование. Еще учась в гимназии, в 1914 году, он стал заниматься на вечерних курсах «Общества поощрения художеств». Курсы были платными и, чтобы получить возможность  учиться, Акимову пришлось давать уроки. С 1916 года Николай Акимов стал заниматься в «Новой художественной мастерской», где преподавали члены объединения «Мир искусства» Александр Яковлев и Василий Шухаев. В этот год умер отец Акимова, и, чтобы найти средства для существования, он прекратил учебу и поступил в мастерскую плаката петроградского Пролеткульта. Вскоре, спасаясь от голода, Николай Акимов с матерью решили перебраться в Харьков. Там он стал инструктором по изобразительному искусству отдела народного образования, преподавал рисунок на высших курсах политпросветработников, участвовал в выставках. В харьковском детском «Театре сказки» Акимов оформил спектакли «Подвиги Геркулеса» Р. Победимского (псевдоним ученого-филолога А. Белецкого) и «Алинур» Ю. Бонди и В. Мейерхольда по сказке О. Уайльда «Звездный мальчик». Одновременно он работал и в другом харьковском театре – «Красный факел».

Вернувшись в Петроград в 1923 году, Николай Акимов поступил во ВХУТЕМАС, а также продолжил работать в качестве театрального художника, оформив пьесу Н. Н. Евреинова «Даешь Гамлета» в театре «Кривое зеркало». Также он работал в «Музыкальной комедии», «Современном театре», «Вольной комедии», в театрах-кабаре «Карусель» и «Балаганчик». На следующий год Николай Акимов оформил спектакли «Девственный лес» Э.Толлера в Большом драматическом театре и «Озеро Люль» А. Файко в Академическом театре драмы. В 1926 году участвовал в создании Ленинградского театра сатиры. В 1927 году в Ленинграде прошла первая персональная выставка Николая Акимова.

Некоторое время Акимов работал в Москве. Во 2-ом МХАТе он оформил спектакль «Евграф, искатель приключений» А.Файко, создал свои первые театральные плакаты. Довольно долгое время сотрудничал с московским Театром имени Евгения Вахтангова. Первый спектакль этого театра, оформленный Николаем Павловичем – «Партия честных людей» по Ж. Ромену – появился уже в 1926 году. В дальнейшем Акимов оформил еще несколько спектаклей. Вскоре его стали называть «сорежиссером», настолько сильно его оформление влияло и на постановочные решения, и даже на игру актеров. В 1932 году Акимов поставил на сцене Театра имени Вахтангова пьесу «Гамлет». С 1933 года начал работать главным режиссером Ленинградского мюзик-холла.

В 1935 году Николай Акимов возглавил Ленинградский театр комедии. Благодаря ему в самое короткое время театр стал знаменитым. Но в 1949 году в прессе появились разгромные статьи о спектаклях театра, Акимова открыто называли космополитом и формалистом. Он был снят с должности главного режиссера. На следующий год Охлопков пригласил Акимова в Москву на постановку пьесы «Директор» С.Алешина. В 1951–1955 годах Акимов был главным режиссером и художник Ленинградского Нового театра. Теперь это театр имени Ленсовета. Там он поставил свои знаменитые В 1956 году Николай Акимов вернулся в Ленинградский театр комедии, где работал до конца жизни.

Умер Акимов в Москве, где его театр был на гастролях, 6 сентября 1968 года.

 

Чем знаменит

Наиболее известные постановки Ленинградского театра комедии появились в результате содружества режиссера Николая Акимова с драматургом Евгением Шварцем, которого Акимов убедил попробовать силы в комедийно-сказочной «взрослой» драматургии, – так появились пьесы «Тень», «Дракон» и другие. Много лет Шварц работал заведующим литературной частью в Театре Комедии. К сожалению, бои с цензурой удавалось выдержать не всегда. «Голый король» при жизни Шварца поставлен не был, «Тень» шла несколько месяцев, а «Дракон» – всего несколько раз.

Кроме пьес Шварца в Ленинградском театре комедии Акимов поставил спектакли «Собака на сене» Лопе де Вега (1936), «Школа злословия» Шеридана (1937), «Двенадцатая ночь» Шекспира (1938, 1964), «Питомцы славы» А. К. Гладкова (1941), «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского, А. М. Бонди (1944, 1962), «Путешествие Перришона» Э. М. Лабиша (1946), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1956), «Дон Жуан» Дж. Байрона (1962), «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина (1966) и другие.

 

О чем надо знать

 
                Николай Акимов

Хотя прославили Акимова постановки в Ленинградском театре комедии, не менее интересен его самый первый опыт в качестве театрального режиссера – «Гамлет», поставленный в 1932 году в Театре имени Евгения Вахтангова. По замыслу Акимова все сомнения и философствования Гамлета – выдумка, а на самом деле основная интрига шекспировской пьесы – борьба молодого принца за престол. Акимов выбрал для роли Гамлета комического актера – невысокого толстяка А. Горюнова (о том, что Гамлет был «тучен и одышлив», писал сам Шекспир). Гамлет в спектакле Акимова – живой человек, весельчак и шутник. Изображая сумасшествие, он появлялся на базаре в ночной сорочке, с кастрюлей на голове, огромной морковью или с визжащим поросенком в руках. В патетический момент он наступал на шлейф королеве, а один из монологов произносил в ванной, намыливаясь и бреясь. Офелия превратилась в провинциальную хорошенькую простушку, мечтающую выйти замуж за принца. Она то сидела на коленях у очередного кавалера, то после попойки дремала над недопитым кубком. В последнем действии свои безумные речи Офелия произносила в пьяном виде, что снимало мысль о ее сумасшествии. Возвращаясь с очередной вечеринки, она просто спьяну оступилась и утонула. Занавес Акимов сделал в виде средневековой кольчуги. Массовые сцены на фоне городской панорамы напоминали полотна Брейгеля. Спектакль вызвал бурную реакцию. Разгромные рецензии соседствовали с восторженными. Спектакль шел около года, а потом был снят с репертуара. Акимова обвинили в формализме, в соперничестве с Шекспиром и отсутствии понимания внутреннего развития действия пьесы. В 1939 году, когда спектакль уже давно не шел, на 1-й Всесоюзной режиссерской конференции его вспоминали как яркий пример чуждого театрального искусства.

 

Прямая речь

«Моей школой режиссуры и драматургии явились следующие разнообразные вещи: русская икона XIII-XVI веков, Гоголь, Достоевский, крепостные художники России XVIII-XIX веков, Корнель, Вольтер, водевиль Лабиша, Анатоль Франс, Боттичелли, Пинтуриккио, Домье, Ван Гог, многие карикатуристы Франции и Англии, кинофильмы, начиная с картин, в которых участвовал Макс Линдер, и кончая последними достижениями итальянского кино», - Николай Акимов.

 

«На мой взгляд, удачный театральный плакат может сообщить зрителям гораздо больше, чем рекламная информация. Когда плакат сделан художником – автором оформления спектакля (к чему я постоянно призываю молодых художников и своих учеников), он может стать самым первым этапом экспозиции спектакля, доносящим до публики идею спектакля, его жанр, стиль сценического решения – и все это образными средствами изобразительного искусства. В этом случае известная формула «спектакль начинается с вешалки» – заменяется более выгодной: «спектакль начинается с плаката». Ведь прежде чем попасть к вешалке, нужно еще захотеть пойти в театр, а это желание нередко может быть подсказано удачным плакатом. Хочу только добавить, что быстротекущее и скоропортящееся театральное искусство не до конца еще исчерпало возможности своего исторического фиксирования. А в этом очень важном для будущих поколений деле удачный и талантливый плакат может сделать много», - Николай Акимов.

 

«Никогда более не испытывала я такого наслаждения, такой праздничности, как в ленинградские, акимовские сезоны, входя в прекрасный мир его декораций, надевая костюм, созданный по его эскизам, и ощущая себя приобщенной к этой красоте. Всю жизнь после Акимова у других режиссеров и художников я искала этого и никогда больше не находила такого праздника на сцене…», - актриса Ольга Аросева.

 

10 фактов о Николае Акимове

  • Работая в Театре имени Вахтангова над спектаклем «Разлом», посвященном событиям на крейсере «Аврора», Николай Акимов придумал кинематографический принцип оформления: сцена была закрыта спереди плотным темным щитом, в котором открывались, исчезали, вспыхивали и гасли окна-прорези, похожие на кинокадры.
  • Для спектакля по пьесе Ю. Слезкина «Путина» в Театре имени Вахтангова, где изображалась борьба кулака с рыболовецким колхозом, завод «Каучук» по просьбе театра изготовил большое количество каучуковых рыбин, которые трепетали, как живые. Еще одной находкой Акимова был специальный «рыбный занавес» — огромная сеть, в ячейках которой застряли судаки разной величины.
  • Музыку для спектакля «Гамлет» написал Дмитрий Шостакович.
  • В третьем акте акимовского «Гамлета» появилась сцена охоты, в которой участвовали три живые лошади и свора охотничьих собак.
  • В Театре комедии, перед тем, как его возглавил Акимов, прошло несколько крайне неудачных сезонов, постановки не пользовались популярностью у зрителей, и руководство ленинградских театров планировало его закрыть. Начальник театрального управления сказал Акимову: «У нас есть очень плохой театр - Театр комедии. Вероятно, мы его закроем. Но мы можем это отсрочить на один сезон, если вы попробуете с ним что-нибудь сделать». Через год о закрытии театра уже не могло быть речи.
  • В первый год Великой Отечественной войны театр Комедии давал спектакли в помещении Большого драматического театра – единственного, в котором имелись бомбоубежища. Там же жили актеры с семьями и сам Николай Акимов. В декабре 1941 года театр был отправлен в эвакуацию в Ашхабад, где за годы войны выпустил 16 премьер.
  • После увольнения из Лениградского театра комедии Николай Акимов некоторое время жил на гонорары, которые платили его друзья – известные актеры (Н. Черкасов, Б. Тенин, Н. Охлопков) за свои портреты.
  • С 1954 по 1968 год Николай Акимов преподавал в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, вел класс и возглавлял художественно-постановочный факультет.
  • В 1956 году в Москве, в Центральном доме работников искусств, прошла выставка театральных плакатов Акимова.
  • В 1966 Акимов поставил «Свадьбу Кречинского» на сцене «Комеди Франсез» в Париже.

 

Материалы о Николае Акимове

Статья о Николае Акимове в русской Википедии

Акимов Н. П. «Не только о театре»

Акимов Н. П. «Театральное наследие». Том 1

Акимов Н. П. «Театральное наследие». Том 2

Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н. П. Акимова

Бутовский полигон

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.