2 октября 2023, понедельник, 04:12
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 мая 2015, 00:00

Мемория. Сергей Власьев

Подводная лодка «Акула»
Подводная лодка «Акула»

18 мая 1880 года родился Сергей Власьев, один из первых подводников России

 

Личное дело

Сергей Николаевич Власьев (1880—1955) родился в дворянской семье, по некоторым данным, – в Ярославле.Однако однозначного ответа, где он родился, нет. В его послужных списках за разные годы в графе «Из какого звания происходит и какой губернии уроженец» записи разнятся. Так, в послужном списке за 1914 год написано: «из потомственных дворян, уроженец Ярославской губернии». При этом в послужном списке за 1917 год значится «из потомственных дворян Ярославской губернии, уроженец Херсонской губернии». Такое расхождение в данных произошло от того, что его отец Николай Всеволодович, хоть и являлся уроженцем Ярославской губернии,  был морским офицером и служил на Черном море. Соответственно, и дети его появлялись на свет по месту службы. Известно, что обе старшие сестры Сергея Власьева Евгения и Анастасия  родились в Николаеве, где базировались флотские экипажи, в которых служил его отец.

В 13 лет Сергей Власьев поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. По окончании корпуса в мае 1900 года был награждён премией имени адмирала Назимова, произведён в мичманы с назначением в 28 флотский экипаж.

В 1900-1901 годах служил, как и отец, на Черноморском флоте в должности вахтенного начальника на минном транспорте «Дунай», транспортах «Казбек» и «Пендираклия». Участвовал в гидрографической съёмке Чёрного моря в должности производителя работ. Затем прошёл курсы обучения в морской учебно-стрелковой команде и в Минном офицерском классе Учебно-минного отряда Балтийского флота и 6 сентября 1903 года был зачислен в минные офицеры 2-го разряда.

В конце 1903 года Власьева командировали на Дальний Восток, где его и застала Русско-японская  война 1904-1905 годов. Служил в  Порт-Артуре старшим  минным  офицером на  минном  заградителе «Енисей», который уже на  второй  день  войны  при  постановке  минного  заграждения  в  бухте Талиеван  подорвался  на  своей же мине  и  затонул. Часть  экипажа погибла, однако Власьев спасся, хоть и был  ранен. За мужество и распорядительность, проявленные при заграждении Талиенванского рейда и спасении команды минного транспорта «Енисей», он был награждён орденом Св. Анны 4 степени с надписью «За храбрость».

После поправки был переведен на броненосец «Пересвет», потом - младшим минным офицером на эскадренный броненосец «Цесаревич». принимал участие в тралении и уничтожении японских мин, в том числе, под огнём неприятеля. 10 июня и 28 июля участвовал на эскадренном броненосце «Победа» в боях с японским флотом при попытках прорыва Порт-Артурской эскадры во Владивосток. Участвовал в тралении рейда Порт Артур на минных паровых катерах. Несколько  раз  вызывался  добровольцем  на  постановку   минных  заграждений  «с  плотиков».

В  Порт-Артуре  Сергей  Власьев впервые познакомился с  подводными  лодками  и пытался  использовать  их для  атак  японских  кораблей. Участвовал в ремонте и модернизации подводной лодки системы Джевецкого, построенной  в  1881 году  и  доставленной  в  Порт-Артур  в  1900 году  по  настоянию  контр-адмирала В.К.Витгефта. Власьев хотел использовать подлодку для ведения военных действий против японского флота, однако его просьба о выходе на ней в море была отклонена контр-адмиралом Р. Н. Виреном.

Не в силах бездействовать, Сергей Власьев попросился в состав второго морского десанта и осенью 1904 года был направлен на сухопутный фронт в форт № 2. Накануне капитуляции Порт-Артура, не желая сдаваться, Власьев в ночь на 2 января 1905 года прорвался на минном катере в китайский порт Чифу, откуда переодетым добрался через территорию Китая до ставки главнокомандующего российскими вооружёнными силами. С 1 января по 14 июня 1905 года состоял в распоряжении генерала Куропаткина. 18-26 февраля 1905 года участвовал в Мукденском сражении.

За храбрость, проявленную в войне с Японией, Власьев, помимо ордена Св. Анны 4-й степени, был также награжден орденами Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом и серебряной медалью Памяти русско-японской войны.

 
Сергей Власьев

В 1906 году в числе семи офицеров Сергей Власьев был отобран в созданный Учебный отряд подводного плавания. С того же года стал командиром подводной лодки «Макрель», с 1907 года —- подводной лодки «Пескарь». 7 декабря 1907 года в чине лейтенанта был зачислен в первый список офицеров подводного плавания из 25 человек.

В Первую мировой войну, командуя подводной лодкой «Акула», Власьев совершил несколько боевых выходов в море. В марте 1915 г. командующий Балтийским флотом наградил Власьева боевым орденом «За отличное несение дозорной службы в районе боевых действий». В том же году он был назначен командиром 5-го дивизиона подводных лодок Балтийского флота.

Однако после некоего проступка, подробности которого неизвестны, с конца мая 1915 года был назначен командиром заградителя «Нарова», а в августе переведён в транспортную флотилию Черноморского флота. В 1916 году Власьев уже состоял в 1-м Балтийском флотском экипаже.

После революции находился на Юге России в Добровольческой армии и Вооружённых Силах Юга России. В ноябре 1918 года — начальник морской обороны Отдельной Одесской добровольческой бригады. В августе 1919 года в Севастополе участвовал в работе комиссии по приёмке от союзников кораблей Черноморского флота.

В ноябре 1920 года на корабле «Дооб» эвакуировался из Крыма в Константинополь, где состоял членом Союза (русских) морских офицеров. В ноябре 1922 года капитан 1-го ранга С. Н. Власьев возглавлял переход реквизированных французским правительством русских тральщиков и буксиров из Константинополя в Марсель.

В 1923 году Власьев перебрался в Париж, где устроился работать таксистом. Был членом Кают-компании и Военно-морского исторического кружка в Париже.

Скончался Сергей Власьев 3 сентября 1955 года. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 

Чем знаменит

Сергей Власьев был одним из первых подводников российского флота и страстным пропагандистом его развития. В 1907 году он был назначен командиром самой крупной и современной на то время строящейся подлодки «Акула» и руководил ее строительством. Под его командованием «Акула» совершила первую атаку русской подводной лодки в Первой мировой войне.

26 августа (8 сентября) 1914 «Акула» выстрелила торпедой по приближающимся миноносцам неприятеля, что заставило их отойти и временно отказаться от таранного удара.

Также Сергею Власьеву принадлежит инициатива группового использования подводных лодок в боевых операциях, разработка новых методик ведения боя.

 

 

О чем надо знать

В  конце  1907 года капитан-лейтенант Колчак  сделал  в  Санкт-петербургском  морском  кружке  доклад:  «Какой  нужен России  флот?», в котором доказывал,  что  подводным  лодкам  не  должно  быть  места  в  составе  российского флота. «Идея  замены  современного  линейного  флота  подводным  может  увлечь  только  дилетантов  военного  дела… Специально  минный  или  подводный  флот - фиктивная  сила», - утверждал Колчак.

В попытке отстоять идею развития подводного флота, в  той  же  аудитории  офицер  подводного  плавания  лейтенант И.И.Ризнич выступил с лекцией «Подводное  плавание  и  его  значение  для России». А  через  неделю и лейтенант Власьев  прочитал  свой  «Отчет  командира  подводной  лодки "Пескарь" о  плаваниях  и  маневрах», в котором доказывал значимость для флота подводных  сил. «Морское  могущество  России  неизбежно  сопряжено  с  развитием  подводного  флота», утверждал Власьев.

Кроме  того,  в  защиту  подводного  флота  выступили  молодые  офицеры-подводники  лейтенанты М.М.Тьедер, Н.Л.Кржижановский и Подгорный.

Однако подобного свободомыслия в николаевской России не потерпели. В итоге Ризнич, Тьедер и Кржижановский  были  уволены  с  флота, а  остальные,  в  том  числе  и  Власьев,  получили  «высочайший»  выговор  от  Николая II за  то,  что «вмешивался  в  прерогативы, ему  не  принадлежащие».

В ходе этой дискуссии Власьев вместе с двумя командирами подводных лодок - Волковым и Кржижановским - обобщил опыт плавания подводных лодок и обосновал важность строительства более крупных подлодок с увеличенной дальностью плавания и усиленным торпедным вооружением. Обосновывая необходимость строительства  больших  подводных  лодок в которых должны быть созданы условия для проживания экипажа, он в 1909 году писал: «Под районом плавания подводной лодки вовсе не следует принимать, как принято для надводных судов, запас топлива. На лодке не он будет израсходован первым, раньше его иссякнет энергия экипажа; а поэтому при желании придать большой район лодке, необходимо обратить самое серьезное внимание на развитие обитаемости лодки…».

В дальнейшем эти обоснования нашли свое отражение в разработке проектов ПЛ типа «Барс» и «Морж». 

 

Прямая речь:

 «Я  бы  на  "бензинке"  нашей  незаметно  подобрался  к  японцам. Ни  труб, ни  мачты - ниоткуда  ее  не  увидишь, а  мины  на  ней  здоровые.

Сунься-ка, попросись… Благодарю  покорно. У  наших  отцов-командиров  только  одно  в  ответ: "Пожалуйста, господа, без  авантюр. Вы  понадобитесь  в  свое  время"», - Сергей Власьев о неудачной попытке использовать подложку для военных целей. Из книги В.И.Немировича-Данченко  «Год войны».

«Каждый  человек, выбранный  на  службу  на  лодках, должен  быть  высоко  нравственный, не  пьющий, бравый  смелый, отважный, не  подверженный  действию  морской  болезни, находчивый, спокойный, хладнокровный  и  отлично  знающий  дело», - критерии, по которым отбиралась первая семерка морских офицеров в Учебный  отряд  подводников.

 

5 фактов о Сергее Власьеве:

  • Сергей Власьев был  учеником  изобретателя  радио А.С.Попова, и  именно  он  доставил  в  Порт-Артур  первую  радиостанцию «Попов — Дюкрете». По некоторым сведениям, за 3 дня до боя «Варяга» с японской эскадрой между крейсером и Порт-Артуром была осуществлена попытка радиосвязи.
  • Сергей Власьев был изобретателем первого надкалиберного миномёта. Как было записано в его послужном списке, в сентябре 1904 года он «…предложил, спроектировал и выполнил новый образец орудийной мины для стрельбы по осадным работам и штурмующим колоннам неприятеля». Им была предложена конструкция шестовых мин с хвостовым оперением-стабилизатором, которыми можно было стрелять из специально переоборудованных для использования при больших углах возвышения морских пушек малого (47 и 75 мм) калибра.
  • В последние месяцы обороны Порт-Артура Сергей Власьев наладил в корабельной мастерской эскадренного броненосца «Пересвет» производство «бомбочек» - первых самодельных ручных гранат, получивших широкое распространение в Порт-Артуре как у русских, так и у японцев.
  • Испытания главного детища Власьева - подлодки «Акула», спущенной на воду 22 августа 1909 года в присутствии государя императора, - шли очень сложно, лодка неоднократно становилась в док  для устранения неисправностей. В Кронштадте ходила обидная, но отчасти справедливая поговорка: «Подводная лодка «Акула» - год плавала, три тонула».
  • После окончания Второй мировой войны Сергей Власьев получил в Париже советский паспорт.

 

Материалы о Сергее Власьеве:

Сайт А. Розина. «Власьев С. Н. — один из первых подводников»

Статья о Сергее Власьеве в Википедии

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.