25 мая 2015 г. состоялась встреча-диалог с президентом Института современного развития (ИНСОР), членом Комитета гражданских инициатив Игорем Юргенсом и членом Совета глобальной повестки по России Всемирного экономического форума Павлом Демидовым на тему «Что такое быть европейцем в современной России?». Это было второе мероприятие в рамках совместного проекта «Полит.ру» и Университета КГИ (Комитета гражданских инициатив) «КГИ: идеи и люди».
Вначале Игорь Юргенс и Павел Демидов кратко очертили проблематику встречи, а затем в дискуссию включились слушатели (как присутствующие, так и участвующие в онлайн-формате). Юргенс сразу отметил, что нынешнее мероприятие тематически тесно связано с предыдущей встречей с Евгением Гонтмахером, где речь шла о рабстве и свободе. «Для современной России, - сказал он, - европейская идентичность – это проблема ценностная, это понимание человека, его прав, его возможностей, его стремления к самореализации как к основной ценности европейского общественного устройства. Это понимание государства как партнерства, а не как машины, скрепленной людьми-винтиками или же огромной патриархальной семьи». Далее Юргенс привел несколько оппозиций, в рамках которых можно говорить о понятии «европейскости» в современной общественной дискуссии.
Во-первых, это оппозиция «институты – персоны» (или «система стимулов vs. люди вне институтов») как противопоставление «европейского» и «неевропейского». Во-вторых, это оппозиция идентичности и ценностей. Речь идет о случаях, когда «европейскость» выводится из фактической принадлежности к культуре с общими лингвистическими, религигиозными и этническими признаками, и когда она выводится из декларирования определенных ценностей. А также оппозиция между фактическим повседневным образом жизни и декларируемой идентичностью.
Павел Демидов, в свою очередь, тоже подчеркнул разницу между типичной европейской повседневностью россиян (в плане образа мыслей и стиля одежы) и формулированием своей идентичности как «русского» или «европейца». Также Демидов отметил, что когда возникает противопоставление «русских» «европейцам», обычно речь идет об очень упрощенной картине с жесткой альтернативой: либо мы особенные русские, либо неособенные европейцы. При такой постановке вопроса такой момент, что русские – это особые европейцы (наряду с любой другой европейской нацией, неизбежно обладающей своей спецификой) просто исключается.