15 сентября 2019, воскресенье, 19:54

Часть шимпанзе генетически защищена от СПИДа

Шимпанзе

Ученые обнаружили, что у некоторых шимпанзе, зараженных вирусом иммунодефицита, имеется ген, аналогичный тому, который защищает от вируса некоторых людей.

Эмили Вроблевски (Emily Wroblewski), работавшая в группе микробиологов и иммунологов группа Стэнфордского университета под руководством Питера Пархема (Peter Parham), изучала генетический материал, выделенный из фекалии шимпанзе. Ученые наблюдали три популяции шимпанзе в национальном парке Гомбе-Стрим (Танзания). Многие из этих обезьян был инфицированы вирусом SIVcpz, родственным вирусу иммунодефицита человека. Изучая их геном Эмили Вроблевски, отметила, что у некоторых обезьян имеется мутация в области генома, которая кодирует так называемый главный комплекс гистосовместимости (MHC, major histocompatibility complex). Комлекс представляет собой ряд определенных белков, присутствующих на поверхности всех клеток. Он позволяет клеткам иммунной системы отличать своих от чужих.

Ученым было известно, что у людей определенная мутация в области, ответственной за главный комплекс гистосовместимости, тормозит развитие вируса СПИДа в организме. У носителей этой мутации обнаруживаются антитела к вирусу иммунодефицита, но в течение десятилетий болезнь не развивается. Вариант гена, с такой мутацией, известен как HLA-B*57:01.

Пархам, Вроблевски и их коллеги расширили свои исследования, проанализировав геномы 125 обезьян, извлеченные из образцов фекалий, собранных в течение 15 лет. Эти обезьяны представляют три популяции, в двух из которых распространение вируса SIVcpz составляет 12 %, а в третьей доходит до 46,1 %. Обнаружилось, что у зараженных вирусом шимпанзе распространенность этой мутации значительно выше. Это натолкнуло на авторов работы мысль, что подобно человеческому гену HLA-B*57:01, мутация шимпанзе также препятствует вирусу.

Данная мутация в геноме получила обозначение Patr-B_06:03. Она не совпадает с HLA-B*57:01, но тесно связана с ней на генетическом древе. Уровень вируса у носителей этой мутации значительно ниже. Однако следует учесть, что исследователи выделяли вирус SIVcpz опять-таки из образцов фекалий. Это не самый точный метод, но этические правила исследований запрещают брать на анализ кровь у диких шимпанзе.

Исследователям также удалось установить, что частота варианта Patr-B_06:03 среди данных популяций шимпанзе выросла в период с 2000 по 2010 год. Они связывают этот факт с тем, что обезьяны, не имевшие этой мутации, с большей вероятностью становились жертвами иммунодефицита.

Исследование опубликовано в журнале PLOS Biology.