22 сентября 2019, воскресенье, 21:19

17 июля 2015, 13:18

Предложено новое средство против малярии

Зараженный малярией эритроцит под электронным микроскопом
NIAID

Исследователи утверждают, что новый препарат, испытания которого ведутся сейчас, способен излечивать малярию после однократного приема, а также эффективен как профилактическое средство от малярии.

Препарат DSM265 был разработан в Северо-западном медицинском центре Техасского университета (UT Southwestern Medical Center) при участии специалистов Института фармакалогии Университета Монаша (Австралия), Вашингтонского университета и некоммерческого фонда Medicines for Malaria Venture (MMV). Ведущий автор исследования, профессор фармакологии Маргарет Филлипс (Margaret Phillips) говорит, что это первый в истории противомалярийный препарат, который рассчитан на однократный прием. Также он может служить для профилактики заболевания при приеме один раз в неделю.

DSM265 препятствует синтезу в организме малярийного плазмодия предшественников нуклеотидов, необходимых для дальнейшего синтеза ДНК и РНК. В результате он способен поражать возбудителя малярии как в крови, так и в печени человека. Подробнее о биологии малярийного плазмодия и о поисках эффективного средства от малярии можно прочитать в наших специальных очерках «Новый этап борьбы с малярией» и «Новое лекарство от малярии».

Лекарство удалось создать благодаря тому, что в 2008 году исследовательская группа Маргарет Филлипс обнаружила ингибитор фермента дигидрооротатдегидрогеназы (DHODH), используемого плазмодием для репликации ДНК. Структура главного компонента препарата была установлена путем масштабного скрининга молекул-кандидатов.

Разработчики в испытании на лабораторных животных доказали безопасность препарата и уже провели первые этапы клинических испытаний, в которых установили оптимальную дозировку. Сейчас в Перу проводятся клинические испытания DSM265 в лечении больных малярией. Также запланированы дополнительные испытания в Австралии, где будет проверено его профилактическое действие.

Описание нового препарата опубликовано в журнале Science Translational Medicine.