Адрес: https://polit.ru/news/2015/09/05/bulatov/


05 сентября 2015, 00:00

Мемория. Эрик Булатов

5 сентября 1933 года родился Эрик Булатов, один из основателей соц-арта.

 

Личное дело

Эрик Владимирович Булатов (82 года) родился в Свердловске в семье партийного работника и стенографистки. По его словам, отец очень верил в то, что он будет художником.

В 1958 году окончил Художественный институт имени В. И. Сурикова. С 1959 года работал в детском издательстве «Детгиз» вместе с одним из самых известных предтавителей московского концептуализма Ильей Кабаковым и известным иллюстратором детских книг Олегом Васильевым.

Выставочную деятельность в Москве начал с 1957-го, а с 1973 года продолжил ее за границей. Основа творческого метода Булатова – столкновение плакатного текста, выхваченного из контекста советской действительности, с фигуративной (чаще всего пейзажной, заимствованной из массовой печати) составляющей. В результате художнику  удавалось максимально точно проиллюстрировать абсурдность действительности, перенасыщенной символикой советской пропаганды.

Помимо работ соц-артовской тематики, еще в своих ранних работах Булатов разработал теорию взаимодействия картины и пространства. В этих его произведениях заметно влияние Фалька.

Работы Булатова постоянно выставляются на аукционные торги современного искусства. С 1992 года живет и работает в основном в Париже, однако по прежнему считает себя русским художником, «который живет и работает во Франции».

 

Чем знаменит

Один из самых ярких представителей направления, получившего международное название «соц-арт». В октябре 2014 года был награжден Орденом Дружбы за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества с Российской Федерацией, сохранение и популяризацию русского языка и культуры за рубежом.

 

О чем надо знать

Своими учителями Булатов называет Фалька и Фаворского, хотя он не учился у них, а только показывал свои работы, а также своих друзей по художественной школе, потому что «мы учились друг у друга». «И потом, близкое общение с людьми, с которыми была профессиональная близость, по убеждениям, по отношению к искусству. Это, конечно, всегда помогало. Для меня это был, прежде всего, Олег Васильев, Илья Кабаков и Всеволод Некрасов».

 

Прямая речь

О становлении художника: «Когда я ощутил себя художником, то есть осознал, что то, что я делаю – это мое личное дело, а не освоение чужого опыта.... Наверное, работы, с которых я начал чувствовать себя художником, и нужно считать первыми. Это были натюрморты и пейзажи, которые я написал в 1963 году. Вот с этого года я себя считаю художником».

Об обучении живописи: «Понимаете, когда в течение десяти лет каждый день вы имеете возможность рисовать и писать с натуры, только полный идиот ничему не научится. Даже если будет самый плохой педагог. Поэтому сама вот эта возможность, конечно, уже дает очень много. Академическое обучение – это обучение ремеслу, и если ты действительно хорошо, старательно учишься, то ты, в общем, будешь хорошим ремесленником. Это важно, потому что иначе все-таки будет какой-то комплекс неполноценности и неумения. А тут вы будете уметь нарисовать похожее лицо, сделать этюд с натуры, то есть вы будете иметь какую-то основу, а уж будете ли вы художником действительно – этому не учат, но я не уверен, что этому надо учить».

О политике: «Мальчишкой я был убежденным комсомольцем. Но уже к 1950 году я понял, что на моих глазах происходили жуткие вещи, разгром культуры и искусства. Я ненавидел эту политическую систему и до сих пор я полагаю, что необходима демократическая система, которая существует в Европе, в Америке, везде. Ну, она нигде не идеальна, но она, тем не менее, необходима. И она необходима и в России. То, что происходит в России, по-моему, это отвратительно. Просто отвратительно. Был момент иллюзий, надежд каких-то, конечно, 1991 год, но, к сожалению, все это обернулось не так. Вот сейчас, в конце прошлого года, начались какие-то перемены. Возникло какое-то, хотя бы, оживание в сознании людей, мне кажется. Потому что прежде была такая жуткая апатия. Мертвое, мертвое совершенно все. И вот то, что сейчас люди как-то зашевелились и все-таки стали выражать протест против того, что происходит, какую-то слабую, во всяком случае, надежду все-таки это дает».

О любимых художниках: «Левитан, Саврасов, многие отдельные картины люблю».

4 факта об Эрике Булатове

  • Мать Булатова нелегально эмигрировала в Россию из Польши в возрасте 15 лет; уже через три года устроилась на работу стенографисткой – несмотря на то, что по приезде не знала русский язык (владела только польским и идишем).
  • Илья Кабаков по образованию был книжным иллюстратором, и именно он привлек Булатова к этой работе.
  • Во время работы в «Детгизе» летом художники отказывались от всех заказов, чтобы заниматься собственным творчеством.
  • На аукционе «Филипс» работа Булатова «Советский космос» ушла примерно за 1,6 млн долларов, еще два полотна на советскую тематику, в том числе «Революция – перестройка», были проданы по миллиону долларов за каждое, что сделало его одним из самых дорогих современных русских художников.

 

Материалы об Эрике Булатове

Эрик Булатов в журнале «Афиша»

Интервью с Эриком Булатовым

Статья об Эрике Булатове в Википедии

Эрик Булатов: «Это мое любимое окно, это моя любимая Москва»