21 мая 2019, вторник, 03:22

Проблемы с иммунной системой вызывают ожирение

Лабораторная мышь
Wikimedia Commons

Исследователи обнаружили, что, когда у лабораторных мышей не хватает определенного типа иммунных клеток, у них начинается ожирение и появляются высокое кровяное давления, высокий уровень холестерина и диабет. Обнаруженное явление пока еще не наблюдалось в организме людей, но ученые уже полагают, что можно делать выводы о возможных причинах: метаболического синдрома – сочетания ожирения, высокого давления, склонности к тромбообразованию, резистентности к инсулину и повышения  концентрации в крови липопротеинов низкой плотности.

Открытие было сделано в ходе исследований совсем другой проблемы – аутоиммунных заболеваний. В некоторых клетках иммунной системы человека содержатся особые белки – перфорины, которые уничтожают опухолевые клетки, разрушая их мембрану. Иммунолог Яир Рейснер из Института Вейцмана и его коллеги предположили, что при некоторых условиях дендритные клетки, содержащие перфорин, могут вызывать уничтожение и здоровых клеток организма. В ходе проверки этой гипотезы группа Рейснера создала методами генной инженерии мышей, у которых отсутствовали содержащие перфорин дендритные клетки. Совершенно неожиданно оказалось, что мыши резко набрали вес и стали демонстрировать прочие признаки метаболического синдрома.

Мыши, лишенные дендритных клеток с перфорином имели высокий уровень холестерина, ранние признаки резистентности к инсулину, а в их крови обнаруживались молекулярные маркеры, связанные с болезнью сердца и высоким кровяным давлением. Изучение иммунной системы этих мышей показало, что у них отличается от нормального соотношение Т-клеток, направляющих иммунный ответ. Когда исследователи удалили эти Т-клетки, отсутствие дендритных клеток уже не вызывало у животных ожирения или метаболического синдрома.

Рейснер предполагает, что у содержащих перфорин дендритных клеток есть еще одна, неизвестная ранее функция – держать под контролем определенные популяции Т-клеток. В случае необходимости перфорин используется, чтобы уничтожить ненужные Т-клетки. Когда в организме подопытных мышей такая возможность исчезла, избыточные Т-клетки стали вызывать воспаление в жировой ткани, что и привело к изменению обмена веществ и увеличению веса.

В данный момент исследователи работают с культурами человеческих клеток, пытаясь установить, происходит ли что-то подобное в них. Если предположение подтвердится, обнаруженный механизм можно будет использовать для лечения метаболического синдрома и ожирения.

О полученных результатах сообщается в статье, опубликованной журналом Immunity.