22 октября 2019, вторник, 10:46

На Аляске обитал холодоустойчивый динозавр

James Havens

Обнаруженные на Аляске окаменевшие кости нового вида динозавров подтверждают теорию существования динозавров, обитавших в более холодном климате, чем большинство их современников.

Кости были найдены в 160 километрах от побережья Северного Ледовитого океана  в геологической формации Принц-Крик, недалеко от городка Нуиксут. Место находки известно у палеонтологов под названием костеносный слой Лискомба (Liscomb Bone Bed), данным в честь геолога Роберта Лискомба, который в 1961 году, проводя картографическую съемку для компании Shell Oil, нашел первые кости динозавров на Аляске. Интересно, что сам Лискомб не мог представить, что крупные динозавры могли жить в столь высоких широтах, и посчитал, что найденные им окаменелости принадлежат млекопитающим. Такое мнение продержалось более 20 лет, пока палеонтолог Пэт Дракенмиллер (Pat Druckenmiller) из музея Университета Аляски не установил их принадлежность динозаврам.

За прошедшие годы исследователям из университетов Аляски и Флориды удалось обнаружить более шести тысяч костей данного вида, больше, чем для любого другого известно на территории Аляски вида динозавров. Большинство костей принадлежит детенышам динозавра, длиной тела не более 2,7 метра. Возможно, стадо молодняка погибло внезапно, по неизвестной нам пока причине. Взрослые динозавры этого вида вырастали до девяти метров в длину. Они принадлежали к семейству гадрозаврид (Hadrosauridae), или утконосых динозавров, получивших такое название за форму головы. Вид получил название Ugrunaaluk kuukpikensis, что в переводе с языка эскимосов инупиат означает «древний травоядный». Динозавр действительно был травоядным, мог передвигаться как на двух, так и на четырех ногах, а жил около 69 миллионов лет назад.

Он стал четвертым уникальным для северной части Аляски видом динозавров. Профессор Грегори Эриксон (Gregory Erickson) из Университета штата Флорида говорит, что открытие такого вида подтверждает теорию существования динозавров, адаптированных к арктическим условиям и живших в климате, существенно отличающимся от экваториального или тропического, которые люди привыкли ассоциировать с динозаврами. «Затерянный мир динозавров, о котором мы не подозревали, существовал», – говорит Эриксон. Северные гадрозавриды, по его словам, могли переживать месяца полярной ночи и выпадение снега. Хотя климатические условия на Аляске в их эпоху были не столь суровы, как сейчас. Наиболее близкой аналогией профессор считает климат современной провинции Британская Колумбия. Как подчеркивает Эриксон, палеонтологи не нашли на севере Аляски следов черепах, крокодилов, ящериц или других хладнокровных животных, температура тела которых зависит от окружающей среды. Это заставляет подозревать, что и биология северных динозавров, возможно, отличалась от рептилий и была ближе к теплокровным птицам и млекопитающим.

Результаты исследования опубликованы в международном ежеквартальном научном журнале Acta Palaeontologica Polonica.