16 октября 2019, среда, 03:08

Насекомые и бактерии превращают растения в зомби

Сосна, зараженная фитоплазмами

Группа ученых из Университета Иены раскрыла молекулярный механизм поражения растений фитоплазмами, особой группой бактерий, представители которой живут в проводящей ткани растений. Фитоплазмы были обнаружены в 1967 году, они вызывают ряд заболеваний растений, которые первоначально приписывались вирусам, например, образование так называемых «ведьминых метел». Сначала этих бактерий называли MLO (mycoplasma-like organisms, «организмы, похожие на микоплазмы»), а затем придумали для них название фитоплазмы.

Переносчиками фитоплазм служат насекомые, в частности, некоторые виды цикадок. Попав при их помощи в организм растения, бактерии препятствуют его нормальному развитию, и в результате оно становится способным образовать лишь рудиментарные листья вместо цветов. «Эти растения становятся живыми мертвецами, – говорит руководитель исследования профессор Гюнтер Тайссен (Günter Theißen). – Они отныне служат только распространению бактерий».

Гюнтер Тайссен и его коллеги смогли определить, каким образом растения превращаются в «зомби». Главным виновником прекращения нормального развития цветков оказался выделяемый фитоплазмами белок SAP54. Его структура весьма похожа на строение некоторых белков растения, в результате чего белки растений связываются с SAP54 и уже не могут выполнять свою функцию, связанную с образованием цветка. Ученых особенно интересует происхождение такого сходства. Его можно объяснить общим эволюционным происхождением двух белков, но исследователи склоняются к тому, что бактериальный белок стал похожим на растительный постепенно, в ходе приспособления паразитических бактерий к организму растения-хозяина.

Исследование опубликовано в журнале Trends in Plant Science.