НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

11 ноября 2015, 16:02

Эксперты: дальневосточные власти «проморгали» демпинг «Трансаэро»

Стремительное падение авиакомпании «Трансаэро», как полагают эксперты рынка, покинувшей его из-за глубоких стратегических просчетов своих топ-менеджеров, привело к дефициту и подорожанию авиабилетов по дальневосточным направлениям. Эта проблема встревожила участников рынка и местных чиновников: в СМИ стали появляться сообщения о том, что «Аэрофлот», пользуясь уходом конкурента, якобы повысил цены на дальневосточные авиаперелеты. Поверив слухам, власти Приморья попросили ввести дополнительные прямые рейсы во Владивосток. Между тем, эксперты отрасли уверены, что подобные шаги неконструктивны - стоимость перелетов остается доступной и дефицита предложения не будет. Но возврата к сверхдешевым тарифам времен «Трансаэро» также ожидать не придется.

По мнению экспертов, р
искованная политика Трансаэро наделала много шума и быстро приучила пассажиров к искусственно заниженным ценам. После логичного провала этой бизнес-стратегии некоторые участники рынка и чиновники в дальневосточных регионах проявили на этом поле неожиданную активность. «Требование приморского руководства ввести дополнительные рейсы - далеко не самое "яркое" предложение. Его превзошли некоторые чиновники Камчатки, призывавшие на помощь авиакомпании Китая», - пишет авиаэксперт, главный редактор отраслевого агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев

В условиях обострения конкурентной борьбы за дальневосточное небо и попыток объяснить ситуацию происками монополий печальный опыт «Трансаэро» отошел на задний план. Этот перевозчик, говорят эксперты, усиленно демпинговал за счет полученных кредитов. Он увеличивал количество пассажиров и использовал их как защиту от банков. Более того, по мнению экспертов, руководители компании в последние несколько месяцев ее работы выстраивали так называемую «билетную пирамиду», а с этим словом у россиян ассоциации весьма устойчивые: знаменитая пирамида МММ Сергея Мавроди и другие подобные ей предлагали очень выгодные «входящие» условия и стремительно рухнули, увлекая за собой все надежды вкладчиков.

В этом ключе призывы вернуть тарифы «Трансаэро» и сомнения в ценовой политике «Аэрофлота», который не повышает цены, а, наоборот, ради поддержания введенных им прежде «плоских тарифов» идет на убытки, вызывают у специалистов недоумение.

Напомним, по этой программе авиаперелет в эконом-классе из Москвы на Дальний Восток и обратно обойдется пассажиру в 18 000 и 11 000 рублей в одну сторону. «Плоские тарифы» долгое время остаются на одном уровне.

«Частные авиакомпании осознают, что выдержать подобную ценовую политику без финансовой помощи государства им не под силу, а потому предпочитают не расширять свое присутствие на указанных маршрутах, – объясняет доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. - Единственным конкурентом «Аэрофлота» на дальневосточных авиалиниях была компания «Трансаэро», однако к чему привел ее демпинг ниже себестоимости, мы знаем. Другие авиакомпании летать столь печальным маршрутом не желают, что же до государства, то оно пока не спешит расширять программу авиатранспортного субсидирования».

Наличие спроса, уверен Олег Пантелеев, неизбежно приведет к увеличению предложения. Но без поддержки государства авиакомпании не смогут быстро предложить более дешевые тарифы. «Существующая мировая практика указывает на то, что себестоимость одного пассажирокилометра у лоукостеров составляет 5 центов. Полеты на дальнемагистральных самолетах дешевле, но наличие большого салона бизнес-класса сокращает эту экономию, - рассуждает эксперт. - Таким образом, грубые расчеты показывают, что реальная себестоимость пассажирокилометра будет составлять около 3-3,2 рубля. А это означает, что перевозка одного пассажира, к примеру, во Владивосток сегодня обходится авиакомпании примерно в 20 тысяч рублей в одну сторону... Сейчас, когда рубль в два раза дешевле, говорить об окупаемости рейсов вообще не приходится».

По мнению экспертов, накопившиеся многомиллиардные долги «Трансаэро» выглядят закономерным результатом отчаянных игр с авиарынком и непрофессионального менеджмента компании. А воспитанным ее чрезмерно рискованной политикой пассажирам не стоит ожидать возвращения таких же низких и привлекательных цен – механизм рынка этого сделать просто не позволит, а повторять печальный опыт решившегося на демпинг перевозчика другие авиакомпании вряд ли решатся.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.