НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 ноября 2015, 15:04

Даниил Дондурей: Эльдар Рязанов был кислородом в жизни России

Даниил Дондурей. Фото Маши Федоренко
Даниил Дондурей. Фото Маши Федоренко

Эльдар Рязанов был культовым российским режиссером, потому что говорил со всеми обитателями культурного пространства России и отражал само время свого народа. Такое мнение высказал «Полит.ру» культуролог, главный редактор журнала «Искусство кино», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, социолог СМИ Даниил Дондурей.

«Есть много разных типов режиссеров: одни экспериментируют с языком, другие предсказывают будущее, третьи говорят что-то такое философское, что сами философы сформулировать не в состоянии, потому что они очень эзотеричны и обращены к нескольким сотня понимающих. Есть режиссеры, которые помогают нации отдыхать и делают замечательные комедии; есть режиссеры, которые способны каким-то образом свою национальную культуру воплощать, выражать, давать ей голос... Мне кажется, что Эльдар Александрович был человек, который умеет делать все – то есть и то, и другое, и двадцать пятое, и тридцатое...

Это доступно только так называемым культовым режиссерам, которые выражают не только себя, не только своих зрителей, не только возможности данного вида искусства – они выражают куда больший масштаб, они выражают Время. Выражают время своего народа.

В отличие, например, от Бергамана или кого-то еще, кто говорил бы со всем человечеством, Рязанов ограничивало его это или нет, говорил со всеми, говорящими и думающими по-русски, живущими в этом ареале, этой культуре, этом пространстве, с этими мифами, этими трагедиями и так далее. Он был какое-то сердце, чувствующий орган этих людей, здесь живущих, на что-то обреченных, что-то прорывающих, смеющихся. Именно Рязанов был в России культовым режиссером, потому что он говорил со всеми сразу.

Может быть, это умели делать Гайдай или Данелия, но они были немного уже, чем он. Они все-таки коммуницируют с большинством народа, в то время как, на мой взгляд, Рязанов – абсолютно со всеми, в том числе с самыми-самыми изощренными, самыми кинематографически продвинутыми, вообще с любыми людьми. И никто не собирался выяснять, например, каков его эстетический вклад в развитие кинематографического языка – это никого не интересовало. Потому что Рязанов представлял время, представлял мифы, представлял надежды – и сквозь свою иронию был вдохновляющим. Он был кислород нашей жизни, в которой гигантское количество ядовитых газов», – сказал Дондурей.

Сообщения о смерти знаменитого советского и российского режиссера, киносценариста и телеведущего Эльдара Рязанова появились в СМИ в ночь на 30 ноября 2015 года. Рязанову было 88 лет. В последние годы он серьезно болел, много времени провел в больницах. По предварительным данным, умер он от сердечной недостаточности.

Эльдар Рязанов снял около тридцати фильмов, многие из которых, как, например, «Гусарская баллада», «Берегись автомобиля», «Гараж», «Ирония судьбы» или «Служебный роман», цитируются зрителями наизусть и считаются классикой кино.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.