НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Ученые предложили первую математическую теорию юмора

Автор исследования Крис Уэстбери с книгой Доктора Сьюза
Автор исследования Крис Уэстбери с книгой Доктора Сьюза
University of Alberta/YouTube

Артур Шопенгауэр считал, что в основе человеческого юмора лежит непредсказуемость: нас веселит то, что обманывает ожидания. Спустя почти два века теорию знаменитого философа подтвердили эксперименты канадских и немецких учёных, которые показали, что самыми смешными людям кажутся слова с минимальной информационной энтропией или, проще говоря, слова, наименее вероятные. Исследование опубликовано в Journal of Memory and Language.

Термин информационной энтропии и формулу для ее расчёта впервые предложил американский математик, основатель теории информации Клод Шеннон. В его интерпретации энтропия была мерой неопределённости и непредсказуемости информации. Применительно к словам самые редкие и необычные из них обладают низкой энтропией и несут много информации – являются ключевыми для верного понимания текста какого-нибудь сообщения – а частые и привычные наоборот обладают высокой энтропией. Так, если выкинуть из предложения сверху слово «энтропия» или заменить его похожей по звучанию «энтальпией», то смысл сказанного будет полностью утрачен, а если вместо «обладают» случайно написать «обдают», то мы вполне сможем восстановить информацию, что называется, из контекста.

Чтобы проверить гипотезу о том, что самыми смешными нам кажутся слова с низкой энтропией, учёные провели несколько экспериментов. Сначала они давали испытуемым пары выдуманных слов и просили оценивать какое из них кажется более забавным. Потом же слова давались уже по одиночке и оценивать их предлагали не относительно друг друга, а по абсолютной шкале от 1 до 100: чем выше оценка, тем более смешным кажется слово.

В результате гипотеза подтвердилась: наиболее смешными людям казались самые необычные по звучанию слова. Внимательные экспериментаторы такими косвенным способом верно оценивали энтропию несуществующих слов более чем в 90 % случаев. Результаты исследования могут быть полезны в маркетинге: эту методику можно использовать, например, для проверки названий лекарств и отсева самых низкоэнтропийных из них, вызывающих, по мнению учёных, лишние смешные ассоциации.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.