12 ноября 2019, вторник, 01:39

Семь щенков родились в результате ЭКО

Cornell University College of Veterinary Medicine/PA

Группа ученых под руководством Алекса Трэвиса из Корнелльского университета сообщила об эксперименте по искусственному оплодотворению собаки, закончившемся рождением живых щенков. Хотя подобные попытки предпринимались ранее в течение сорока лет, успешно завершить эксперимент удалось впервые. На свет появились семь щенков породы бигль.

В матку было перенесено «зачатых в пробирке» 19 эмбрионов, семь из них успешно имплантировались и продолжили свое развитие. Щенки были рождены 10 июня при помощи кесарева сечения. Двое из них являются потомками самки бигля и самка кокер-спаниеля, остальные пятеро зачаты половыми клетками, взятыми у двух других пар биглей. Рожденные щенки получили имена Иви, Кэннон, Бикер, Бадди, Нелли, Ред и Грин. Сейчас все они уже растут в семьях ученых, проводивших эксперимент, кроме Нелли, которая будет жить в лаборатории, пока сама не принесет потомство.

В ходе этого эксперимента биологам удалось преодолеть ряд специфических для собак трудностей, которые препятствовали предыдущим попыткам искусственного оплодотворения собак. Яйцеклетки собак созревают очень редко, всего раз или два в год. Также они выделяются еще незрелыми и должны провести в яйцеводе от 48 до 72 часов, чтобы их созревания завершилось. Наконец, яйцеклетки собак темного цвета из-за большого количества липидов, что затрудняет манипуляцию с ними под световым микроскопом. Для успешного оплодотворения сперматозоиды собаки должны испытать химическое воздействие среды в матке, которое увеличивает их активность (так называемая «капацитация»).

Все эти условия смогли выполнить Трэвис и его коллеги. В частности, сотрудники лаборатории Трэвиса Дженнифер Нагасима и Скайлар Сильвестр обнаружили, что ионы магния Mg2+ способны вызывать капацитацию сперматозоидов собаки в искусственных условиях. Заключительной стадией процесса стала криоконсервация эмбрионов, которые должны были дождаться момента, когда суррогатная мать будет на нужной стадии репродуктивного цикла. Этот этап уже был отработан ранее тем же Трэвисом, который в 2013 году получил из замороженного эмбриона здорового щенка по кличке Клондайк.

Исследователи полагают, что искусственное оплодотворение поможет сохранить редкие породы собак или родственные собакам виды, такие как африканская гиеновидная собака. Алекс Трэвис также отмечает, что собак можно будет активнее использовать в генетических экспериментах, что особенно ценно, так как около 350 наследственных болезней человека характерны также и для собак.

Статья об искусственном оплодотворении собак опубликована в электронном научном журнале PLOS ONE.