Адрес: https://polit.ru/news/2016/01/29/chayanov/


29 января 2016, 00:05

Мемория. Александр Чаянов

29 января 1888 года родился Александр Чаянов, экономист, социолог и писатель.

Личное дело

Александр Васильевич Чаянов (1888–1937) родился в Москве. Здесь же окончил частное реальное училище К.П. Воскресенского и в 1906 году поступил в Московский сельскохозяйственный институт. Дипломную работу выполнил под руководством известного агронома и статистика Александра Фортунатова. Его однокурсником и другом был Николай Вавилов.

В 1911 году Чаянов получил диплом ученого-агронома 1-й степени и остался и институте для продолжения научной деятельности. В 1912 году был направлен в научную командировку по странам Европы. Вернувшись, преподавал в своей alma mater и Народном университете Шанявского. Параллельно вел исследовательскую деятельность, а также участвовал в кооперативных и общественных организациях. В частности, он был  одним из организаторов и руководителей Центрального товарищества льноводов России.

В 1915 году ему было присвоено звание адъюнкт-профессора.

Чаянов активно участвовал в Февральской революции. На Всероссийском кооперативном съезде в 1917 году он был избран членом Совета Всероссийского кооперативного съезда – высшего органа управления кооперативным движением, после чего активно участвовал в кооперативном движении. Он входил в Главный земский комитет, созданный для подготовки и осуществления земельных преобразований, был членом Временного Совета Российской Республики и товарищем министра земледелия во Временном правительстве. С властью большевиков Чаянов сначала тоже нашел общий язык. С 1918 года он был профессором Петровской сельскохозяйственной академии, в 1919 году возглавил Высший семинарий сельскохозяйственной экономии и политики, преобразованный в том же году в НИИ сельскохозяйственной экономии. В 1921–1923 годы входил в коллегию Наркомзема РСФСР и представлял его в Госплане РСФСР.

Авторитет Чаянова в наркомате был весьма высок, он пользовался уважением и доверием руководства и принимал самое непосредственное участие в подготовке важных документов комиссариата. С его участием подготавливались проекты постановлений об упорядочении крестьянской труд-гужповинности, об улучшении постановки сельскохозяйственного образования, о концессиях и арендах в сельском хозяйстве, о концессиях на производство сельскохозяйственных машин и другие. Главным в его работе этого периода была подготовка первого плана восстановления сельского хозяйства.

В 1922 году Чаянов отправляется в длительную заграничную командировку – предстояло налаживать внешнеторговые связи советского государства с помощью кооперации. Кроме того, была запланирована обширная программа научных работ по изучению мирового сельского хозяйства в научных и практических целях. Наконец, Чаянов занимался закупкой книг для своего института и Наркомзема.

Однако в 1926 году Чаянов был обвинен в мелкобуржуазности и антимарксистском толковании сущности крестьянского хозяйства. (Распространенной в советской экономической литературе схеме «кулак – середняк – бедняк» Чаянов противопоставлял собственную классификацию, включающую шесть типов хозяйств: 1) капиталис­тические, 2) полутрудовые, 3) зажиточные семейно-трудовые, 4) бед­няцкие семейно-трудовые, 5) полупролетарские, 6) пролетарские.) В 1928 году последовали «оргвыводы»: Чаянов покинул пост директора основанного института сельскохозяйственной экономии. Сам институт был преобразован в НИИ крупного социалистического хозяйства, где ученому пришлось довольствоваться должностью члена коллегии.

В июле же 1930 года Чаянов вместе с другими крупнейшими экономистами был арестован по делу вымышленной «кулацко-эсэровской группы Кондратьева – Чаянова». Согласно материалам сфабрикованного дела, она входила в «Трудовую крестьянскую партию», которую обвинили в намерении организовать кулацкие восстания. Чаянова допрашивали начальник 3-го отделения СО ОГПУ Александр Славатинский и печально знаменитый  начальник секретного отдела ОГПУ, следователь по делу об убийстве Кирова и один из организаторов процесса над Зиновьевым и Каменевым Яков Агранов. 26 января 1932 года  Чаянов был осужден коллегией ОГПУ при Совнаркоме СССР на 5 лет тюремного заключения, четыре из которых провел в тюрьмах (следственном изоляторе ОГПУ, Бутырской и Ярославской). Последний год заключения был заменен ссылкой в Алма-Ату, где Чаянов работал в Сельскохозяйственном институте, НИИ сельскохозяйственной экономики и Наркомате земледелия Казахстана.

В 1935 году ссылка была продлена на 3 года. В марте 1937 года Чаянов был повторно  арестован НКВД, а 3 октября расстрелян в Алма-Ате.

 

Чем знаменит

Чаянов известен прежде всего как международно признанный основатель междисциплинарного крестьяноведения. Главным предметом исследования Чаянова было семейно-трудовое крестьянское хозяйство, нацеленное на удовлетворение по­требностей членов семьи. Его интерес прежде всего фокусировался на натурально-потребительских, а не то­варно-рыночных чертах этого хозяйства. Ученый считал, что такое исследование важ­но при изучении аграрного строя не только России, но и Китая, Индии и других стран со слабым развитием рыночных отношений.

Крупное достижение Чаянова – теория дифференциальных оптимумов сельскохозяйственных предприятий. Под оптимумом здесь понимается ситуация, когда «при прочих равных условиях себестоимость получаемых про­дуктов будет наименьшая». Оптимум зависит от природно-климатических, географических условий, биологических процессов. Все элементы себестоимости в земледелии Чаянов разделил на три груп­пы: 1) уменьшающиеся при укрупнении хозяйств (административные расходы, издержки по использованию машин, построек); 2) увеличи­вающиеся при укрупнении хозяйств (транспортные издержки, потери от ухудшения контроля за качеством труда); 3) не зависящие от размеров хозяйств (стоимость семян, удобрений, погрузочно-разгрузочные работы).

 

О чем надо знать

Чаянов был женат на искусствоведе Ольге Эммануиловне Гуревич, которая тоже не избежала репрессий (в 1937 и 1948 годах); ко дню ее рождения он выпускал свои «романтические повести» («История парикмахерской куклы», «Венецианское зеркало», «Юлия, или Встречи под Новодевичем»), которые иллюстрировали его друзья-художники.  Известность приобрела также повесть «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей».

И художественные произведения, и научные труды Чаянова («Очерки по теории трудового хозяйства», «Что такое аграрный вопрос», «Краткий курс кооперации» и другие) были запрещены цензурой и включены в списки и сводные каталоги Главлита СССР. Они не подлежали распространению, их изымали из библиотек. Когда в 70-х годах в научном мире возник интерес к трудам ученого, попытки получить их по линии международного библиотечного абонемента оказывались безрезультатными. На запросы о книгах Чаянова из СССР приходили ответы, что произведений такого автора в фондах библиотек нет.

 

Прямая речь

О развитии крестьянского хозяйства при советской власти: «Единственно возможный в наших условиях путь внесения в крестьянское хозяйство элементов крупного хозяйства, индустриализации и государственного плана – это путь кооперативной коллективизации, постепенного и последовательного отщепления отдельных отраслей от индивидуальных хозяйств и организации их в высших формах крупных общественных предприятий».

О закупках книг за рубежом: «Закупка затруднялась необходимостью самого тщательного отбора книг и выжиданием конъюнктуры рынка. Куплены книги в большинстве дешево в момент падения курса марки (Германия переживала в это время жесточайшую инфляцию, первой в истории получившую приставку «гипер-» – «Полит.ру»)».

О критериях выбора направления в искусстве («Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии»): «Два часа прошли незаметно, и Алексей не знал, слушать ли ему глубокий контральто своей собеседницы или же рассматривать тяжёлые косы, заплетённые на её голове. Широко открытые внимательные глаза и родинка на шее говорили ему лучше всяких доказательств о превосходстве неореализма.

Теодор Шанин об Александре Чаянове: «Люди, которым богом дана способность думать на уровне абстракции и находить правильное решение вопросов, – это люди, которые занимаются моделями. Величие Чаянова, на мой взгляд, как раз в способности моделировать. И этому нельзя научить. У него были параллельные линии развития, параллельные линии мышления. Я думаю, что он сам не понимал, насколько он умнее других».

 

5 фактов об Александре Чаянове

  • В повести «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей» одним из действующих лиц является сатана, фамилия другого героя – Булгаков; известно, что автор «Мастера и Маргариты» читал этот текст
  • Известен ряд трудов Чаянова по москвоведению, в том числе «План г. Москвы XVII века»
  • Александр Чаянов был реабилитирован 16 июля 1987 года
  • Именем Александра Чаянова названа улица в районе Миусской площади, где находился Народный университет Шанявского (теперь в этом здании располагается РГГУ)
  • С 1996 года вручается премия имени А.В. Чаянова РАН

 

Материалы об Александре Чаянове

Статья об Александре Чаянове в Википедии

Александр Чаянов. Краткий биографический очерк

Экономическое учение А.В. Чаянова

Теодор Шанин. Три смерти Александра Чаянова

Проза Александра Чаянова