1 февраля 1758 года родился инженер и архитектор Августин Бетанкур
Личное дело
Августин Бетанкур (1758 – 1824) родился на Канарских островах в городе Пуэрто-де-ла-Крус. Учился в Мадриде, в королевской школе Сан-Исидро и одновременно в Академии благородных искусств Сан-Фернандо по классу рисунка. В 1783 году был направлен в ртутные шахты в Альмадене, где разработал проект улучшения организации работ. После этого Августин Бетанкур был отправлен в Горную школу в Париже. По дороге он проинспектировал строительство Арагонского канала.
Прибыв во Францию, Бетанкур направляется не в Горную школу, а в Высшую школу мостов и дорог, где получает инженерное образование. В 1787 году он окончил обучение, после чего посетил ряд стран Европы, где знакомился с техникой строительства дорог, каналов, рудников, организацией систем судоходства, работой различных предприятий. В 1790 году в Париже выходит первый крупный научный труд Бетанкура «О расширительной силе паров».
В Париже Бетанкур подготовил проект создания высшей школы инженеров в Испании. Он и его коллеги создали уникальную коллекцию действующих моделей машин, которая должна была использоваться при обучении. В 1791 году коллекция была перевезена в Испанию, где она стала Королевским кабинетом машин. Бетанкур стал директором этого кабинета, но его идея о высшей школе и не была реализована до 1802 года, поскольку первый министр королевства Мануэль Годой отказывался выделять на это средства. В 1799 года Бетанкур назначен генеральным директором путей сообщения Испании, вскоре он также занял должности интенданта провинций, члена совета финансов, интенданта армии и главного директора почт. Среди других дел, он добился открытия Мадридской школы инженеров дорог, каналов и мостов.
В 1808 году Бетанкур отправился во Францию, где совместно с Хосе-Марией Лансем подготовил фундаментальный труд «Курс построения машин». В 1809 году стал членом-корреспондентом Парижской Академии наук. Вскоре русский посол И. Муравьев-Апостол предложил Бетанкуру отправиться в Россию. В сентябре 1808 года в Эрфурте Бетанкур был представлен Александру I и принят на российскую службу в чине генерал-майора с зачислением в императорскую свиту, а также причислен к ведомству путей сообщения. В августе 1809 года он был произведен в генерал-лейтенанты, а также стал членом совета Корпуса инженеров путей сообщения.
За 16 лет службы в России Бетанкур сумел воплотить много проектов. Под его руководством был реорганизован оружейный завод в Туле, где стали применяться паровые машины. В Казани по проекту Бетанкура построили новый пушечный литейный завод. В 1816 году в Петербурге на Охте был построен первый лесопильный завод, оснащенный сконструированными Бетанкуром паровыми машинами, позднее по его образцу было построено много заводов по всей стране. Бетанкур сделал арочные мосты в Ижоре, Петергофе, Туле и Санкт-Петербурге. По его планам и под его руководством сооружены многие здания, среди которых здание Манежа в Москве. В 1816-1818 годах под руководством Бетанкура и по его проекту возведена ассигнационная фабрика «Экспедиция заготовления государственных бумаг» в Санкт-Петербурге, он же разработал технологию изготовления денежных купюр, предложил новый метод нанесения водяных знаков.
В ноябре 1818 года Бетанкур был назначен главным директором Управления водяными и сухопутными сообщениями и занимал этот пост до сентября 1822 года. При нем было сооружено шоссе Санкт-Петербург – Новгород – Москва, по которому открылось регулярное движение дилижансов. Он учредил первую в России транспортную проектную организацию – Комиссию проектов и смет Главного управления путей сообщения, а также контролирующий орган – Комитет для строений и гидравлических работ, в ведении которого был надзор за всеми стройками в Российской империи.
Умер Августин Бетанкур в Санкт-Петербурге 14 (26) июля 1824 года.
Чем знаменит

Августину Бетанкуру во многом принадлежит заслуга создания в России инженерного образования. По его предложению в Санкт-Петербурге был в 1810 году открыт Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Бетанкур до конца жизни был инспектором института, заведовал хозяйственной и учебной частью и читал лекции по инженерному делу. Выпускники становились инженерами путей сообщения и в зависимости от показанных успехах получали чин поручика или подпоручика. В 1820 году с целью подготовки мастеров и техников в составе института была создана школа путей сообщений с трехлетним сроком обучения. Ныне это учебное заведение стало Петербургским государственным университетом путей сообщения.
О чем надо знать
Самым известным сооружением, возведенным по проекту Августина Бетанкура в Москве, стало здание Манежа на Моховой. Оно строилось как экзерциргауз, то есть крытый плац для проведения военных смотров. Площадь здания составила почти 7,5 тысяч квадратных метров, а вместимость – более двух тысяч человек. Уникальным инженерным приемом стало безопорное деревянное перекрытие шириной 45 метров. Манеж был открыт 30 ноября 1817 года.
Прямая речь
«Мой любимый Пепе, огромное спасибо за письмо, которое наполнило меня наслаждением видеть твой почерк по прошествии стольких лет <…> Я оставил семью в Париже и прибыл сюда, как говорится, прощупать брод, и был прекрасно встречен Императором, который сделал мне через третьи руки очень выгодные предложения, если бы я захотел поступить к нему на службу <…> Император и все члены имперской семьи приняли меня с почестями, на которые я не мог ни претендовать, ни рассчитывать. Конечно, Император пригласил меня обедать с ним в любые дни, когда я захочу (очень немногие пользуются этой привилегией) …и дал мне чин полевого маршала, соответствующий тому, который я имел в Испании. <…> Но ничего из этого не радовало меня так, как независимость ни от кого, кроме его одной персоны, без посредства ни одного министра, так, каждый раз, когда он предлагал мне говорить с ним, я входил в его кабинет без необходимости просить ни у кого разрешения: я отправлял к нему дела, которые он поручал мне, и каждый день он делал мне новые испытания, довольный тем, как я ему служу».
Из письма Августина Бетанкура старшему брату Хосе от 15 сентября 1814 года
«Главные усилия Бетанкура были направлены на воспитание ев-ропейски образованных и квалифицированных инженеров при смягченном социальном отборе кандидатов на обучение. Бетанкур не просто повторил в России западный опыт преподавания в высшей технической школе – он сделал значительный шаг вперед. Опираясь на достижения своих учителей (Монжа и его Политехнической школы, а также Перроне и его Школы мостов и дорог), Бетанкур создал тип высшего технического заведения, который через два столетия сохраняет свою ценность. Бетанкур создал школу русских инженеров, которая до сих пор сохраняет влияние на мировую техническую мысль. Такое образование, истинно высшее, инженеры стали получать впервые в мире. Интеллектуальный размах теоретика, опыт и талант инженера вкупе с большим педагогическим даром позволили Бетанкуру создать учебную систему с большими потенциальными возможностями. Институт Корпуса инженеров путей сообщения смог органически развиваться, выделяя из своих же студентов будущих своих профессоров, продолжающих традиции и успешно решающих как научные, так и педагогические проблемы. Все последующие технические вузы России ведут родословную от бетанкуровского Института. И примечательно, что русских инженеров XIX–XX веков уж в чем нельзя упрекать, так это в недостатке компетентности или в скудости воображения».
Иванов М. В., Ледяев А. П. Роль Бетанкура в становлении инженерной культуры России
«Универсальность личности Бетанкура проявлялась именно в том, что он вообще не оценивал интеллектуальную деятельность как отвлеченное теоретизирование. Она была лишь началом творчества, которое должно найти свое ощутимое воплощение. Бетанкур не отсиживался в кабинете. Он месил грязь в размытых российских колеях, окроплялся водой ремонтируемых шлюзов, счищал с мундира строительную пыль, проводил инспекции, устанавливал паровые машины на морских судах, сооружал леса для подъема колонн. Причем Бетанкур умел все делать сам – до последней инженерной мелочи. Он и отдыхал-то у токарного станка. Его руки были столь искусны, что он мог лезвием разрезать по дине волос пополам. Инженерное изобретательство Бетанкура было столь обильным, что можно только преклоняться перед сделанным им».
М. В. Иванов Культурная миссия Бетанкура в России
11 фактов об Августине Бетанкуре
- Полное имя Августина Бетанкура – Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина. В России его звали Августин Августинович.
- Родоначальником семьи Бетанкуров был барон Жан де Бетанкур из Нормандии, завоевавший в 1405 году Канарские острова и объявивший себя их королем, вассалом короля Кастилии. Ныне потомки этого рода живут во многих странах, существует ассоциация Бетанкуров, проводящая регулярные съезды.
- Бетанкуру довелось заниматься и промышленным шпионажем. Во время поездки в Англию он сумел разузнать принцип работы паровой машины двойного действия Джеймса Уатта.
- В 1798 году Бетанкур построил линию оптического телеграфа, соединившую Мадрид с портом Кадис.
- Бетанкур стал одним из очень немногих людей, которых приняли на российскую службу без потери одного воинского чина. Когда в русскую армию хотел поступить молодой Наполеон, эта традиция стала единственным препятствием: терять чин Наполеон не захотел.
- Первый проект Бетанкура в России – фонтан «Девушка с кувшином» со статуей работы П. Соколова в Екатерининском парке Царского Села. Фонтану посвящено стихотворение Пушкина.
- В 1817 году Бетанкуру было поручено сооружение комплекса зданий для Нижегородской ярмарки. Эту задачу он выполнил в 1818 – 1823 годах, а в 1823 разработал генеральный план развития Нижнего Новгорода. Ныне в городе именем Бетанкура названа улица.
- В 1809-1812 годах Бетанкур создал оригинальную механическую многоковшовую землечерпалку (machine à draguer) с паровой машиной для очистки русла рек и каналов. Землечерпалка, изготовленная на Ижорском заводе, выполняла дноуглубительные работы в Кронштадте.
- Каменноостровский мост через Малую Невку, построенный по проекту Бетанкура в 1813 году, петербуржцы называли «мостом Бетанкура».
- На могиле Бетанкура установлена колонна, увенчанная траурной урной, высотой 6,85 метра. Памятник изготовили на чугунолитейном заводе в Нижнем Новгороде по рисунку Монферрана.
- В 2008 году вышел специальный выпуск научного журнала «Известия Петербургского университета путей сообщения», содержавший исследования, посвященные Августину Бетанкуру.
Материалы об Августине Бетанкуре
Статья об Августине Бетанкуре в русской Википедии
Августин Бетанкур в «Русском биографическом словаре»
Дмитрий и Ирина Гузевич «Августин Бетанкур и русская высшая техническая школа»
Дмитрий и Ирина Гузевич «Промышленный шпионаж – двигатель технического прогресса»