Запрет сберегательных сертификатов на предъявителя – чисто техническая мера, которая действительно способна уничтожить один из удобных для отмывания средств инструментов, так что, скорее всего, это решение будет принято. Об этом в беседе с «Полит.ру» заявил главный экономист агентства Рус-Рейтинг, доцент НИУ ВШЭ Антон Табах, комментируя возражения Сбербанка по ликвидации подобных сертификатов.
«Запрет сберегательных сертификатов на предъявителя – это чисто техническая мера. Уже давно идет борьба с отмыванием денег, и эти сертификаты – типический для отмывания инструмент, удобный для безличного перевода крупных сумм. Так что их рано или поздно должны были запретить. Сбербанк в связи с этим может делать что угодно, но такой тактики придерживаются не только в России, а во всем мире – стремятся ограничить безличные транзакции. Соответственно, это решение, скорее всего, будет принято. Оно укладывается в рамки общей политики.
Вопрос в том, насколько введение документарных гособлигаций для населения – это обсуждалось несколько месяцев назад – заменит этот инструмент. В свое время – в середине 1990-х, например – облигации госзайма вполне себе использовались как такие обезличенные деньги. Вполне возможно, что это снова будет – тогда, наверно, просто закроют лазейку, чтобы «крестные отцы» не использовали это для своих темных делишек», – сказал Антон Табах.
О том, что Сбербанк выступил против выступил против предложения Минфина запретить сберегательные сертификаты на предъявителя, стало известно вечером 25 февраля. Как говорилось в ответе пресс-службы Сбербанка на запрос РБК прокомментировать инициативу Минфина, Сбербанк не считает, что такие сертификаты создают излишние риски для добросовестных участников и снижают эффективность антикоррупционного законодательства.
Между тем Минфин уже сообщал, что подготовил поправки в Гражданский кодекс, направленные на исключение из законодательства института сберкнижек и сберсертификатов на предъявителя. Объяснялось это именно необходимостью ликвидации инструмента, удобного для отмывания средств, так как такие сертификаты или сберкнижки не имеют ограничений по сумме и не предусматривают запрета на использование их в качестве расчетного и платежного средства.
Минфин также отмечал, что хотел бы заменить этот инструмент именными ценными бумагами, которые банки будут выдавать в документарной форме.