НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 апреля 2016, 09:01

Мемория. Борис Вилькицкий

Борис Вилькицкий. 1929
Борис Вилькицкий. 1929

3 апреля (22 марта) 1885 года родился исследователь Арктики Борис Вилькицкий.

Личное дело

 
Борис Вилькицкий

Борис Андреевич Вилькицкий (1885 – 1961) родился в Пулково, в семье капитана флота Андрея Вилькицкого. В 1904 году окончил Морской кадетский корпус и получил чин мичмана. Был назначен на броненосец «Цесаревич», который достраивался во Франции. Совершил на нем плавание к Порт-Артуру в составе 1-й русской Тихоокеанской эскадры. Принял участие в русско-японской войне. Был награжден орденами Анны IV степени, Станислава III степени с мечами и бантом, Владимира IV степени с мечами и бантом. В ходе обороны Порт-Артура лично участвовал в боях на суше, был тяжело ранен.

После окончания войны с Японией Борис Вилькицкий поступил в Морскую академию и окончил ее с отличием в 1908 году. Получил звание старшего лейтенанта, совершил заграничное плавание, а потом был назначен на должность флагманского штурмана в штаб начальника морских сил Балтийского моря адмирала Николая Эссена.

В 1913 году Борис Вилькицкий подал рапорт с просьбой назначить его в Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) на должность командира ледоходного парохода «Таймыр». Получив назначение, Вилькицкий отправился во Владивосток, откуда 26 июня 1913 года ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» (под командованием Петра Новопашенного) отправились к Северному Ледовитому океану. Вскоре после начала экспедиции у ее руководителя генерал-майора Ивана Сергеева произошел инсульт. На «Вайгаче» Сергеева доставили на Камчатку, а оттуда пароходом переправили во Владивосток. Руководство экспедицией было возложено на Бориса Вилькицкого.

4 сентября 1913 года экспедиция Бориса Вилькицкого открыла неизвестную сушу. Первоначально предполагалось, что она представляет собой единый большой остров, но потом выяснилось, что это архипелаг, состоящий из нескольких островов. Позднее указом морского министерства открытым островам было присвоено название Земля Императора Николая II, в 1926 году измененное на Северная Земля. За это открытие Борису Вилькицкому были присуждены большая золотая медаль Русского географического общества, золотая медаль Парижского географического общества и золотая медаль Шведской академии наук.

В 1914 году экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого отправилась в первое сквозное плавание по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск. Карском море корабли экспедиции попали в тяжелые ледовые условия и вынуждены были зазимовать. Зимовка прошла успешно, и осенью 1915 года корабли пришли в Архангельск.

После начала Первой мировой войны работы Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана были прерваны. Борис Вилькицкий, произведенный в капитаны 1-го ранга, стал командовать эскадренным миноносцем «Летун» Балтийского флота. За удачную постановку минного заграждения у неприятельских берегов в октябре 1916 года был награжден Георгиевским оружием. Через некоторое время «Летун» подорвался на вражеской мине и был отправлен на долговременный ремонт. Вилькицкий был переведен в службу связи Балтийского флота. В июне 1918 года он был назначен начальником советской гидрографической экспедиции Западно-Сибирского района Северного Ледовитого океана. С эвакуирующими войсками белой армии генерала Миллера покинул Россию в феврале 1920 года.

С 1920 по 1922 год Борис Вилькицкий жил в Англии. В 1923–1924 годах Борис Вилькицкий по приглашению советских внешнеторговых организаций возглавил две Карские морские товарообменческие экспедиции, обеспечил успешный переход больших групп транспортных судов, побывал в Архангельске и Петрограде. Затем он вновь вернулся в Англию, где служил в в частных судовладельческих компаниях. С 1926 по 1928 год работал гидрографом в Бельгийском Конго в качестве начальника бригады по гидрографическому изучению нижнего Конго. После жил в Брюсселе, где ему довелось работать бухгалтером, учителем русского языка и даже шофером. Умер Борис Вилькицкий в Брюсселе 6 марта 1961 года.

Чем знаменит

Знаменитый гидрограф, исследователь Арктики. Обследовал побережье моря Лаптевых, составил морские карты, открыл ряд островов, в том числе архипелаг Северная Земля и совершил первое сквозное плавание из Владивостока в Архангельск, обогнув Новосибирские острова с севера. На долю Бориса Вилькицкого выпало куда меньше славы, чем он заслужил своими открытиями. После его плавания по Северному морскому пути началась война. Руаль Амундсен писал: «В мирное время эта экспедиция возбудила бы восхищение всего цивилизованного мира, а ее руководитель получил бы признание, которого заслуживает его подвиг». Позднее в СССР имя Вилькицкого редко включали в списки выдающихся исследователей Арктики из-за того, что он стал эмигрантом.

О чем надо знать

В феврале 1920 года Борис Вилькицкий руководил эвакуацией войск Северной армии генерала Миллера из Архангельска. Он командовал ледокольным пароходом «Косьма Минин», на борту которого находилось около 200 солдат и беженцев, буксируя при этом яхту «Ярославна», где плыл генерал Миллер и другие пассажиры. Еще 600 беженцев находились на ледоколе «Канада». По пути в Норвегию в районе полуострова Рыбачий, Вилькицкий принял под свою команду также пароходы «Кильдин» и «Ломоносов», которые вышли из Мурманска. Спустя неделю пути Вилькицкий привел корабли в Норвегию, в порт Тромсе. В ходе плавание ему пришлось преодолеть ледовые поля при выходе из Архангельска и выдержать длительную погоню и артиллерийский обстрел кораблей Красного флота. После доставки генерала Миллера и пассажиров в Норвегию Борис Вилькицкий привел свой ледокольный пароход «Косьма Минин» и сопровождавшие его пароходы на Черное море, передав их в Крыму в состав Черноморского флота Русской армии генерала Врангеля.

Прямая речь

Ранним утром 21 августа (3 сентября по новому стилю) при поднявшейся облачности и улучившейся видимости корабли неожиданно увидели справа по носу вырисовывающиеся контуры массива гористой земли. Открытие неизвестной земли воодушевило экипажи кораблей экспедиции. Была осуществлена торжественная церемония подъема русского национального флага. Начальник экспедиции Б. А. Вилькицкий при этом зачитал приказ: “При исполнении приказания начальника Главного гидрографического управления пройти после работ на запад в поисках великого Северного пути из Тихого океана в Атлантический, нам удалось достигнуть мест, где еще не бывал человек и открыть земли, о которых никто и не думал. Мы установили, что вода на север от мыса Челюскина не широкий океан, как это считали раньше, а узкий пролив. Это открытие само по себе имеет большое научное значение, оно объяснит многое в распределении льдов океана и даст новое направление поискам великого пути”.

Участник экспедиции 1913 года лейтенант Н. И. Евгенов

Северный пасмурный день. С утра накрапывает дождь, но уже к 10 часам набережная вблизи Соборной пристани начинает наполняться народом. Архангельский рейд, несмотря на осень, выглядит как-то приветливо, масса парусников и пароходов, украсившихся с утра флагами. Подходят группы учащихся, которые выстраиваются шпалерами на пристани. Прибывает губернское военное и гражданское начальство, представители города и общественных организаций… Первым подходит к пристани «Таймыр», а за ним «Вайгач». Раздается народный гимн, исполненный оркестром, неумолкаемое «ура» перекатывается по рядам. Светлой радостью полны лица, гордостью за отечественных героев. Команда и офицерский состав выстроились на палубе. Спущен трап. Входят приветствовать с успешным окончанием славного плавания военные и гражданские чины и представители города. С первым приветствием обращается к капитану Вилькицкому и его отважным спутникам вице-адмирал Угрюмов. Представители города подносят хлеб-соль и приглашают на торжественное заседание в Думу. Входят родственники полярных героев, полтора года назад проводившие своих близких в опасное плавание и не раз терявшие надежду вновь увидеть родные лица.

Архангельская газета «Северное утро» о прибытии экспедиции Вилькицкого

8 фактов о Борисе Вилькицком

  • Борис Вилькицкий хотел получить назначение в гидрографическую службу уже по окончании Морской академии в 1908 году, но на это не согласился его отец, ставший к тому времени начальником Гидрографической службы флота.
  • Открытый в 1913 году архипелаг участники экспедиции предлагали назвать Тайвай по первым слогам экспедиционных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач».
  • Материалы и документы Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана во время Первой мировой войны были вывезены в Ярославль и почти все погибли при артиллерийском обстреле города во время подавления антибольшевистского восстания в 1918 году.
  • Именем Вилькицкого были названы острова в море Лаптевых, открытые экспедицией Амундсена в 1919 году.
  • Пролив Бориса Вилькицкого между Таймыром и Северной Землей с 1954 года в СССР стали называть просто проливом Вилькицкого, из-за чего стало непонятным, в честь кого из знаменитых гидрографов: отца или сына – назван пролив. Удаление имени с карты было связано с тем, что Борис Вилькицкий был эмигрантом.
  • В 2006 году думой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа было принято постановление, где предлагалось возвратить архипелагу Северная Земля прежнее название Земля Императора Николая II, а острову Малый Таймыр – название остров Цесаревича Алексея. Но после объединения Красноярского края и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа законодательное собрание Красноярского края не поддержало эту инициативу.
  • В 1996 году по инициативе писателя-мариниста Н. Черкашина прах Бориса Вилькицкого был перевезен из Брюсселя в Санкт-Петербург и перезахоронен на Смоленском кладбище рядом с могилами его отца и младшего брата.
  • Когда в 1997 году был установлен памятник на могиле Вилькицкого, обнаружилось, что в надписи была сделана ошибка. Борис Вилькицкий был назван первооткрывателем не Северной Земли, а Новой Земли. В связи с этим надпись пришлось переделать.

Материалы о Борисе Вилькицком

Статья о Борисе Вилькицком в русской Википедии

Борис Вилькицкий в проекте «Хронос»

Вилькицкий Б. А. Когда, как и кому я служил под большевиками

Илья Куксин Гидрографы Вилькицкие

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.