25 февраля 2020, вторник, 23:00

Зоологи призвали беречь паразитов вымирающих животных

Калифорнийский кондор
Wikimedia Commons

Биологи пришли к выводу, что, заботясь о сохранении исчезающих видов животных, не следует уничтожать связанных с ними паразитов. Хотя, казалось бы, это должно улучшить состояние здоровья животных, на деле полное избавление от паразитов приводит к тому, что иммунная система животных становится недостаточно активной, и это подвергает их большему риску при возвращении в дикую природу.

Свидетельства пользы паразитов для людей начали появляться около полувека назад. В 1968 году, например, Брайан М. Гринвуд из Лондонской школы гигиены и тропической медицины отметил, что в Нигерии уровень артрита и других связанных с иммунитетом заболеваний ниже, чем в Великобритании. Он предположил, что распространенные у нигерийцев хронические паразитарные инфекции влияют на иммунную систему, снижая риск того, что она будет атаковать собственные ткани организма (как это происходит при ревматоидном артрите).

За последующие десятилетия было получено немало сходных данных, что привел к созданию «гигиенической гипотезы». Согласно ей, в современном мире у детей резко уменьшились контакты с инфекционными бактериями и другими паразитами, что повысило восприимчивость к аллергическим заболеваниям, так как контакт с инфекциями и паразитами необходим для естественного развития нашего иммунитета. По мнению сторонник иммунной гипотезы, неслучайно, что люди в промышленно развитых странах стали чаще страдать от аллергии, астмы, болезни Крона и других расстройств, связанных с иммунной системой.

Теперь исследователи указывают, что данное утверждение должно быть верно и для животных. Между тем при разведении в неволе представителей исчезающих видов их, как правило, весьма стараются излечить от любой инфекции. Так произошло, например, с редким новозеландским нелетающим попугаем какапо. Когда ученые обнаружили, что многие какапо заражены ленточными червями, они провели полную дегельминтизацию птиц. Аналогично, когда биологи собрали в неволе всех оставшихся в мире калифорнийских кондоров, они в конечном итоге искоренили перьевых вшей Colpocephalum californici, которые встречались только на этих птицах (подробнее историю какапо и калифорнийских кондоров можно прочитать в очерке «Птицы, которых мы потеряем»). Теперь Хемиш Спенсер, генетик из Университета Отаго в Новой Зеландии, считает, что полное уничтожение паразитов было неразумным шагом. «Если исчезающий вид избегнет вымирания, ему потребуются паразиты, чтобы выжить», – говорит ученый. Выпущенные в дикую природу птицы окажутся незащищенными перед возможной угрозой, так как их иммунная система не будет достаточно активной.

Но это не означает, что паразиты – безусловно благотворный фактор. «Наличие гельминтов в детстве может означать, что у вас будет меньше аллергии во взрослом возрасте, но оно же может привести к остановке роста», – объясняет Марлен Зук, эволюционный биолог из Университета Миннесоты. Отношения животных со своими паразитами представляют собой сложный компромисс. Поэтому нам следует больше знать о паразитах, чтобы контролировать их влияние.

Статья Хэмиша Спенсера и Марлен Зук опубликована в журнале Trends in Ecology and The Environment.