С теми полномочиями, которые уже получила Национальная гвардия, она рискует превратиться в очень странную структуру, поскольку ее функции на нынешний момент очень разнородны и близки к функциям полиции. Об этом «Полит.ру» заявил ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев, комментируя вопрос о полномочиях новой структуры и затратах на ее создание при реформировании правоохранительной системы.
«Любая реформа требует денег. Реформирование само по себе, взять хоть тот же пошив обмундирования, переезды, потому что люди будут перемещаться между кабинетами и так далее – это всегда затраты. Но, как правило, это затраты не гигантские по сравнению с текущим бюджетом.
Важно понимать, что когда мы говорим о финансировании Внутренних войск до реформы, речь идет о сотнях миллиардов рублей. То есть общее финансирование МВД – порядка одного триллиона рублей, и Нацгвардия, то есть бывшие Внутренние войска и те подразделения, которые передаются в Нацгвардию, – потребует, по разным методикам подсчета, от 100 до 250 миллиардов. Поэтому дополнительные расходы в размере скольких-то миллиардов рублей, безусловно, будут, но это составит лишь несколько процентов от их финансирования. Это сумма не фатальная – с большой вероятностью расходы даже смогут уложить в текущий бюджет.
Другой вопрос, что Нагвардия на данный момент – очень странное образование. Это не «недоправоохранительный» орган, как считают СМИ, а «слишком правоохранительный». Речь шла о формировании силового войскового органа, которому внезапно начали передавать, наряду с довольно разумными вещами типа авиации МВД, вещи довольно странные. И сейчас говорят, что, может быть, у Нацгвардии отрастет функция оперативно-розыскной деятельности и они будут вынуждены завести своих оперативников; а может быть, у нее отрастет и функция следствия или дознания. Тогда получится совсем уже непонятный орган.
Потому что до тех пор, пока это именно войсковые подразделения, все понятно: у них есть свои помещения (как есть, скажем, казармы ОМОНа на окраине какого-нибудь города), и их просто передают из подчинения начальника ГУ МВД по субъекту Федерации в подчинение начальника ГУ Федеральной службы Нацгвардии по субъекту. И технически там затраты минимальные. А вот когда новая структура начинает отращивать себе дополнительные функции типа оперативно-розыскной деятельности или надзора за использованием оружия (если они реально будут надзирать за этим), тогда ей придется покупать или арендовать помещения в каждом районе, чтобы посадить там несколько инспекторов, и так далее. Вот это сулит большие непредвиденные затраты.
Сейчас общий дизайн органов, отвечающих за правоохранительную функцию, выглядит очень и очень странно. Потому что если бы в Нацгвардию были выведены только войсковые и околовойсковые службы, то все было бы более или менее логично. Есть полиция, которая работает с гражданами; есть Нацгвардия, которая фактически армия, но работает на территории страны и подключается в случае экстренных ситуаций, масштабной террористической угрозы или массовых беспорядков (а в остальном несет службу, тренируется и так далее). Но как только Нацгвардии начали передавать практически гражданские, полицейские функции, стало очень странно», – сказал Кирилл Титаев.
О том, что созданной по указу президента 5 апреля Национальной гвардии пока не хватает полномочий, чтобы стать полноценным правоохранительным ведомством, писала газета «Ведомости». По ее версии, новой структуре для этого недостает разве что оперативно-розыскных функций.
Что же касается вопроса о затратах, которые потребуются при формировании Нацгвардии, то его подняло интернет-издание «Газета.ру». Опрошенные им эксперты подсчитали, что на создание структуры может потребоваться более 2,5 млрд рублей. В такую сумму оценили затраты на обмундирование для гвардейцев, печать бланков и удостоверений, а также перекраску машин.