20 сентября 2019, пятница, 09:08

Паразитические черви способны оберегать людей от болезни кишечника

Паразитический червь Trichuris trichiura
Wikimedia Commons

Новое исследование показало, что некоторые паразитические черви могут предотвращать болезнь Крона и другие воспалительные заболевания кишечника у людей, в пищеварительной системе которых они живут. Ученые полагают, что паразит делает это, влияя на состав бактерий в кишечнике. Он вытесняет те виды, которые способствуют воспалению. Результаты исследования могут привести к появлению новых методов лечения, которые будут имитировать воздействие паразитического червя.

Один из соавторов исследования иммунолог Кен Кадуэлл (Ken Cadwell) из Медицинской школы Нью-Йоркского университета говорит, что ученые заметили меньшую частоту воспалительных заболеваний кишечника в ряде стран, где очень распространены гельминты. И напротив, в развитых странах Европы и США, где паразитарные заболевания очень редки, воспалительные заболевания кишечника, такие как болезнь Крона, встречаются чаще.

В эксперименте Кадуэлл и его коллеги использовали лабораторных мышей с тем же генетическим дефектом, который встречается у многих заболевших болезнью Крона. Из-за определенной мутации у таких людей клетки слизистой оболочки кишечника выделяют меньше слизи, защищающей от воздействия бактерий. У мышей, как и у людей с этой особенностью, среди обитающих в кишечнике бактерий начали интенсивно размножаться представители рода Bacteroides, вызывающие воспаление. Затем исследователи инфицировали подопытных мышей паразитами из группы круглых червей. Оказалось, что за этим последовало снижение количества связанных с воспалением бактерий в пищеварительной системе и рост числа другой группы бактерий – Clostridiales. Также нормализовалась работа клеток кишечника, выделяющих слизь, которая и служит питательной средой для этой группы бактерий.

Чтобы проверить, есть ли такой эффект у людей, исследователи изучили две группы населения Малайзии. У жителей столицы страны Куала-Лумпура кишечные паразиты встречаются редко, а вот представители живущих в сельской местности народов, объединяемых под названием «оранг-асли», как правило, заражены паразитами. Исследование показало отличия в бактериальной флоре кишечника у представителей этих двух групп. У столичных жителей преобладали бактерии Bacteroides, а у оранг-асли – Clostridiales.

Попытки использовать паразитических червей в лечении болезни Крона уже предпринимались. Но недавнее клиническое испытание, в ходе которого пациенты принимали раствор, содержащий яйца паразитов, было прервано из-за явно неудачных результатов. Кен Кадуэлл полагает, что воздействие червей-паразитов может быть эффективным именно для той группы пациентов с болезнью Крона, у которой есть данная генетическая мутация. Среди всех больных они составляют примерно 30 %. Также ученые считают, что будет полезным выяснить, каким образом паразиты вызывают изменения в составе бактерий, чтобы потом синтезировать используемые ими для этого вещества и получать тот же эффект более безопасным способом.

Итоги исследования опубликованы в журнале Science.