Решение финансово-экономического блока правительства повысить норматив выплаты дивидендов госкомпаний до 50% от чистой прибыли не позволит в полной мере решить краткосрочные бюджетные задачи, а вместе с тем приведет к росту цен и тарифов вертикально интегрированных нефтяных компаний и субъектов естественных монополий, увеличению экономической нагрузки для конечных потребителей их услуг и всплеску инфляции, с которой государство и Центробанк столь активно борются. Об этом заявил известный экономист, доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.
В своей статье, опубликованной в «Известиях», автор отмечает, что в поисках дополнительных доходов казны правительственные чиновники нашли решение, которое может показаться интересным и эффективным лишь для бюрократии, но отнюдь не для бизнеса, который во многом и обеспечивает доходную часть бюджета. Сопоставляя результаты деятельности крупнейших российских госкомпаний по итогам прошлого года (а именно «Роснефти», «Газпрома», «Башнефти», «Транснефти»и «РЖД» — «наиболее успешных «флагманов» последних лет»), Кричевский обращает внимание на тот факт, что из начисленных в бюджет 4,042 трлн руб. более 57% (2,306 трлн руб.) приходится на «Роснефть». При этом доля налогов и пошлин от выручки за вычетом стоимости закупок товаров для перепродажи у крупнейшей нефтяной компании составила 50%, тогда как у «Газпрома» — 35%, «Транснефти» — 7%, «РЖД» — 4%. А если взять долю всех начисленных налогов и пошлин к совокупным налоговым и неналоговым поступлениям федерального бюджета, то у «Роснефти» этот показатель составит 17%, у «Газпрома» — 14%, у «Башнефти» — 2%, у «РЖД» — 1%, а у «Транснефти» — и вовсе статистический ноль.
Кроме того, именно на «Роснефть», отмечает экономист, приходится наибольшая величина дополнительных дивидендных расходов при переходе к нормативу 50% от чистой прибыли, а именно 89 млрд рублей (то есть 55% всех дополнительных доходов казны от указанных компаний), тогда как на все прочие анализируемые компании, включая «Газпром», — «всего» 73 миллиарда.
«Как видите, справедливостью во взаимоотношениях госкомпаний с государством и не пахнет, — пишет Кричевский. — Представленная картина напоминает какой-то заговор неудачников против самой дорогой компании страны, цели которого — «высушить» инвестпрограмму, уменьшить капитализацию и выбить из равновесия менеджмент».
По расчетам экономиста, если «Роснефть» заплатит в виде дивидендов дополнительно 89 млрд руб., сократив на этот объем свою инвестиционную программу (порядка 100 млрд планировалось вложить в разработку новых проектов, от которых зависит рост добычи, а значит, поступления в бюджет и капитализация), то не досчитается одной шестой части мультипликативного эффекта, или почти 2 трлн рублей. «И где «Роснефть» возьмет дополнительное финансирование, если учесть, что иностранные финансовые рынки для нее, в отличие от «Газпрома», закрыты?» — вопрошает эксперт.
Кричевский также приводит позицию Минэнерго, которое полагает, что «Роснефти» нельзя повышать дивидендные выплаты до 50% от чистой прибыли, поскольку данный шаг приведет к сокращению инвестпрограммы на 10% и снижению добычи сразу на 2-3%. «От себя добавим, что менять правила игры «на переправе» ни в коем случае нельзя не только для малого или среднего бизнеса, но и для отечественных бизнес-гигантов: сначала повышение НДПИ, потом заморозка ставки экспортной пошлины, затем, увеличение акцизов, и вот теперь нормативное изменение дивидендной политики. Не исключено, что правительственная директива устоит, и без вины виноватые госкомпании, прежде всего «Роснефть», будут вновь спасать бюджет от дефицита», — резюмирует экономист.