НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 апреля 2016, 03:35

Мемория. Борис Матвеев

24 апреля 1928 года родился Борис Матвеев, барабанщик-виртуоз.

Личное дело

Борис Васильевич Матвеев (1928–2006) родился в Москве, много лет прожил в огромной коммуналке на Пресне. С детства любил музыку, особенно – ударные инструменты. За неимением настоящего барабана барабанил на всем, что под руку подвернется, включая кастрюли на коммунальной кухне. В 1944 году отчим устроил Бориса воспитанником в военно-музыкальную команду. В голодное военное время это было большой удачей, поскольку мальчик кормился из солдатского котла.

9 мая 1945 года, в День Победы, Борис пришел в сквер к Большому театру, где играл ансамбль Кнушевицкого, чтобы увидеть легендарного барабанщика Лаци Олаха, выходца из Венгрии. Еще до войны Олах приехал на гастроли в СССР, где женился и навсегда остался в Москве.

«Саксофонисту, трубачу, аккордеонисту тогда было легче: они услышат мелодию, соло на определенном инструменте, и могут сразу же подобрать. Нам, ударникам, надо видеть, как играет мастер, и перенимать его движения», – рассказывал позже Борис Матвеев.

Борис приходил в кинотеатр «Художественный», где перед сеансом играл Олах, и, как говорят музыканты, «снимал» все – от игры до движений. Только одного трюка так и не смог освоить – научиться столь же виртуозно жонглировать барабанными палочками, как Лаци Олах.

Первое большое выступление Бориса Матвеева состоялось тем же летом. Двадцать барабанщиков, музыкальных воспитанников Краснознаменного Военного факультета Центрального института физкультуры, интенсивно тренировались к июньскому Параду Победы – даже спали в казармах. 24 июля на Красной площади под раскаты барабана Бориса Матвеева и двух десятков его товарищей колонны солдат-победителей бросали наземь фашистские штандарты.

После Парада Борис поступил в Гнесинское училище по классу ударных, занимался у знаменитого Кулинского, написавшего первое в СССР учебное пособие игры на барабанах. Впервые посмотрев фильм «Серенада солнечной долины», юный барабанщик буквально влюбился в джаз и начал учиться его играть. Он мечтал попасть в биг-бэнд Эдди Рознера – один из первых советских джазовых оркестров, исполнявший музыку в стиле свинг. Выдающегося джазиста Рознера – трубача, дирижера, композитора и блестящего импровизатора – современники называли «белым Армстронгом»

Однако к 1947 году, когда Матвеев окончил музучилище, Рознер уже находился в лагерях. В 1946 году в связи с развернутой в СССР критикой джаза музыкант вместе с женой и дочерью пытался вернуться в родную Польшу, но был арестован Львовским управлением НКВД, приговорен к 10 годам лагерей и сослан на Колыму.

Борис начал музыкальную карьеру с игры в ресторанах. Именно там к нему пришла первая известность, и его пригласили в кафе «Националь». В «Национале», куда приходило много актеров, писателей, музыкантов, у барабанщика появились серьезные поклонники. Его игрой восхищались Майя Плисецкая, Сергей Лемешев, которые говорили, что приходят туда послушать знаменитое соло Матвеева на ударных.

Помимо «Националя» Матвеев играл в любительских ансамблях вместе с Юрием Саульским, в ресторанах, на «ночниках», на загородных танцплощадках. По словам музыковеда, историка российского джаза Алексея Баташева, «в 40–50-е годы его знали и боготворили так же, как прославленных футболистов и хоккеистов». Толпы поклонников следовали за ним даже в подмосковные городки, чтобы послушать игру кумира.

После смерти Сталина вернулся из лагерей Эдди Рознер и снова начал формировать джазовый коллектив. В 1954 году он  создал Эстрадный оркестр при Мосэстраде.  Из всех ударников, которых он прослушал, Рознер выбрал Бориса Матвеева. Давняя мечта сбылась. В знаменитом джаз-оркестре Матвеев отбарабанил десять лет – с 1954 по 1964.

В 1960–70-е годы играл в различных эстрадных ансамблях, в том числе в диксиленде А.А.Мелконова (1978–79). В 1980-е выступал в квартете ветеранов советского джаза. В 1990-е возглавлял ряд московских ансамблей традиционного джаза.

Матвеев создал джазовый ансамбль вместе со своей женой, выпускницей Московской консерватории, блестящей ксилофонисткой Ниной Кургановой, с которой они прожили вместе 54 года.

В 2004 году в 76 лет исполнил соло на ударных в телесериале «Время жестоких».

Борис Матвеев скончался в Москве 28 марта 2006 года. Похоронен на Калитниковском кладбище столицы.

 

Чем знаменит

 
Борис Матвеев Источник фото: nashenasledie2008

Легенда советского и российского джаза, один из самых ярких отечественных барабанщиков эпохи свинга Борис Матвеев шестьдесят пять лет своей жизни играл джаз.

Барабанщика-виртуоза, игравшего в том числе и в оркестре великого Эдди Рознера, называли Королем джаза.

«Борис Матвеев был последним ударником той, старой школы, соединявшей музыку и пластику рук, корпуса, выразительность тела, когда барабанщика – Артиста! – нужно было не только слышать, но и видеть. Зато все знали, что Боря и соло отыграет на всем, что стучит, и байку расскажет, и чечеточку сбацает», – писал о Матвееве Алексей Баташев.

 

О чем надо знать

В 1956 году Эстрадный оркестр Эдди Рознера участвовал в съемках кинокомедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». И хотя имени Бориса Матвеева в титрах нет, именно он сидит за барабанами, установленными на вершине гигантского будильника в знаменитой песенке «Пять минут», которую исполняет Людмила Гурченко.

Много лет спустя, гуляя по Старому Арбату неподалеку от «Праги», Эльдар Рязанов был привлечен звуками джаза, доносившимися из центра небольшой толпы у дверей ресторана. Пробравшись через толпу, режиссер увидел «уже седого, но все такого же горячего» Бориса Матвеева. После этой встречи  Матвеев с подачи Рязанова получил звание Заслуженного артиста России.

Свое 75-летие Борис Матвеев отметил в Доме Кино. В этот день он, как и много лет назад, восседал на огромном будильнике из «Карнавальной ночи».

 

Прямая речь

О Лаци Олахе и первых уроках игры на барабане: «В кинотеатре "Художественный" играл оркестр Лаци Олаха – венгерского цыгана, приехавшего еще до войны к нам в СССР. Он влюбился в пианистку Юлю, женился на ней и остался навсегда. Именно он привез в страну европейскую культуру игры на барабанах. До него так… чирикали…<…> Домотканая музыка. Он давал платные уроки, но я был воспитанником и денег у меня не было. Я каждый вечер приходил в "Художественный" перед сеансами и перенимал то, что играл Лаци. Потом быстрее бежал домой и про себя пел его ритмы. Пока ехал в трамвае, отбивал ритм на коленках. Так и учился. Перенял у него все вплоть до мимики. Уже позже Лаци Олах стал звать меня на замены, когда сам был занят у Цфасмана. Платил мне по пятерке, за что я расписывался у него в специальной книжке».

О старости и джазе: «Живу только на пенсию, концертов почти ноль — интереса к этому виду искусства, к сожалению, еще маловато. Но я думаю, что джаз, это бессмертное искусство, не пропадет. И мы еще повоюем!».

Поклонники о Борисе Матвееве: «Не было рекламы в газетах, не было сообщений по радио, но мы точно знали, когда и где будет очередной "ночник" или куда под Москвой приедут играть джаз наши любимые музыканты.

Особенно мы стремились попасть на выступления коллективов, где играл кумир молодежи ударник Борис Матвеев.

Если он играл в Воронках или Малаховке, мы дружно ехали туда, хотя путешествия эти были небезопасны. Короли танцплощадок, местная шпана нахально лезли в драку, и мы сражались с ними, отстаивая свое право на несколько часов встречи с любимыми».

 

5 фактов о Борисе Матвееве

  • У Бориса Матвеева была привычка начинать любую репетицию с мелодии своего первого большого выступления – марша Победы, который он разучивал почти два месяца – с 9 мая до Парада 24 июня 1945 года.
  • Композитор Юрий Саульский специально для Бориса Матвеева написал «Соло для ударных с оркестром» (1955).
  • В ансамбле Бориса Матвеева начинал свой творческий путь Иосиф Кобзон.
  • В начале 1990-х годов, чтобы заработать на хлеб, Борису Матвееву пришлось взять барабан и играть на улице, в частности, по воспоминаниям Георгия Гараняна,  –  на Арбате и у ЦУМа.
  • В Википедии нет статьи о Борисе Матвееве.

 

Материалы о Борисе Матвееве

Карнавальная ночь и вся жизнь Бориса Матвеева

Джаз времен культа личности

Статья о Борисе Матвее в Энциклопедии джаза

Заметка о Борисе Матвее на Первом канале

Обсудите в соцсетях

Бутовский полигон

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.