Тема объединения регионов, вероятно, вновь была поднята в целях сокращения бюджетных расходов, однако маловероятно, чтобы власти все же пошли сейчас на такие шаги. Такое мнение в беседе с «Полит.ру» высказал Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий и главный редактор «Политком.ру», комментируя предложение председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко укрупнить ряд субъектов Российской Федерации.
«Что касается «не матрешечных», обычных регионов, то там объединение было бы значительно сложнее. Там выше амбиции местных элит, существенно выше историческая укорененность – эти субъекты Федерации нередко восходят к административно-территориальному делению царской России, а в иных случаях – к княжествам, которые существовали в средневековой Руси. Были же Рязанское княжество, Тверское, Владимирское княжества, были своего рода республики, Новгородская и Псковская. У всех там своя история, у всех свои памятники, и объединять эти территории значительно сложнее. Поэтому этот процесс в нулевые годы остановился.
Думаю, сейчас о нем заговорили в целях бюджетной экономии. Потому что при этом происходит ликвидация ряда органов федеральной власти. Ну, если уж в ходе недавней реформы были ликвидированы такие серьезные структуры, как ФМС и ФСКН, то и регионам надо бы тоже ужаться. Правда, сейчас это, скорее, зондаж, попытка посмотреть, как регионы будут реагировать – будет ли возмущение или же апатия. Но все-таки, мой взгляд, более вероятно, что рисковать не будут – и без того в регионах ситуация непростая. Поэтому я думаю, что пока такое объединение маловероятно», – объяснил Алексей Макаркин.
О том, что ряд российских регионов необходимо укрупнить, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила в интервью программе «Поздняков» на телеканале НТВ. По ее словам, «есть субъекты Федерации, которые точно нежизнеспособны самостоятельно в силу объективных причин».
Матвиенко не уточнила, о каких конкретно регионах вела речь. В то же время она пояснила, что укрупнение должно происходить «не просто по чьей-то воле, а имея под этим экономические, инвестиционные и иные обоснования». Такая мера «повысит качество жизни людей» в слабых регионах, приводит РБК слова спикера.