17 июля 2019, среда, 03:59

Астрономы открыли три потенциально обитаемых планеты

Звезда TRAPPIST-1 и три ее планеты
Илл.: ESO

У находящегося на расстоянии всего 40 световых лет от Земли ультра-холодного карлика найдены три потенциально обитаемых планеты, сообщается в пресс-релизе Европейской южной обсерватории. Ученые полагают, что это, возможно, самое перспективное место для поиска жизни за пределами Солнечной системы.

Группа астрономов под руководством Мишеля Гийона (Michaël Gillon) из Института астрофизики и геофизики Льежского университета в Бельгии, на бельгийском телескопе TRAPPIST наблюдала звезду 2MASS J23062928-0502285, теперь называемую еще TRAPPIST-1. Данная звезда в созвездии Водолея – ультра-холодный карлик, значительно более холодный и красный, чем Солнце и едва ли превышающий по размеру Юпитер. Ее светимость составляет примерно 0,05% солнечной, а масса – около 8% массы Солнца. Такие звезды очень распространены в Млечном Пути и живут очень долго, но планеты у одной из них открыты впервые. Несмотря на близость к Земле, звезда слишком слабая и красная, чтобы ее можно было разглядеть не только простым глазом, но даже и в крупный визуальный любительский телескоп.

Ученые обнаружили, что эта тусклая и холодная звезда через регулярные интервалы времени слегка понижает свой блеск, что является признаком прохождения между ней и Землей нескольких объектов . Детальный анализ показал, что вокруг звезды обращаются три планеты. У столь небольшой и неяркой звезды планеты были обнаружены впервые. Размером они похожи на Землю и Венеру. У двух из них периоды обращения составляют примерно 1,5 и 2,4 дня, а у третьей орбитальный период пока определен менее точно: в пределах от 4,5 до 73 дней. «Такие короткие периоды обращения означают, что эти планеты в 20 - 100 раз ближе к материнской звезде, чем Земля к Солнцу. Так что структура этой планетной системы гораздо больше напоминает (с поправкой на масштаб) систему спутников Юпитера, чем Солнечную систему», – говорит Мишель Гийон.

Несмотря на близость к своей звезде, две внутренние планеты получают от нее всего соответственно в четыре и два раза больше энергии, чем получает от Солнца Земля, потому, что их материнская карликовая звезда намного слабее Солнца. Они лежат ближе к своему светилу, чем внутренняя граница зоны обитания этой системы, но все же возможно, что на их поверхности существуют зоны, пригодные для жизни. О третьей, более удаленной планете известно еще очень немного. Скорее всего, она получает меньше света, чем Земля, но вполне может лежать внутри зоны обитания.
В статье, опубликованной журналом Nature, Мишель Гийон объясняет значение открытия: «Причина, по которой мы пытаемся обнаружить землеподобные планеты у самых маленьких и самых холодных звезд в окрестности Солнца, очень проста: это единственное место, где при современном уровне техники можно найти жизнь на экзопланетах. Так что, если хотите найти где-нибудь во Вселенной жизнь, начинать искать ее надо именно здесь».

Искать свидетельства жизни на экзопланетах астрономы будут, изучая воздействие атмосфер этих планет на отраженное от их поверхности излучение. Для большинства планет размера Земли эти мельчайшие эффекты подавляются мощным потоком света от материнских звезд. И только в случае слабых красных ультра-холодных звезд, таких, как TRAPPIST-1, они имеют шанс быть замеченными.