Мемория. Константин Павлович

8 мая 1779 года родился Константин Павлович, никогда не царствовавший российский император

Личное дело

Константин Павлович Романов (1779–1831) родился в Царском Селе; был вторым сыном Павла I и Марии Федоровны. Имя «Константин» было дано внуку Екатериной II с перспективой возвести его на константинопольский престол восстановленной Византии.

Когда Константину было 20 лет, Павел I пожаловал его титулом цесаревича в обход собственного Положения об императорской фамилии. В том же 1799 году Константин участвовал в Итальянском и Швейцарском походах Александра Суворова, причем полководец лестно отзывался о его поведении в бою.

Дальнейшая биография Константина также в большей степени, чем у других Романовых, связана с армией. В битве под Аустерлицем в 1805 году он командовал гвардейским резервом. В 1812 году участвовал в Отечественной войне, а затем в Заграничном походе русской армии. В лейпцигской Битве народов осенью 1813 года возглавил резервные части, принявшие участие в бою. За достойно проведенное сражение получил золотую шпагу «За храбрость».

Одним из «проблемных регионов» после войны 1812 года стало Великое герцогство Варшавское, в феврале 1813-го фактически оказавшееся в руках России. Оно было истощено реквизициями на нужды оккупационной армии (в составе 380 000 человек), обещанная амнистия на деле не работала – граждан арестовывали по доносу. Надежда на улучшение ситуации забрезжила в начале 1814 года – решением императора Александра I были сокращены налоги, а из польских солдат разрешено сформировать корпус под командой генерала Домбровского. Организация этого войска и была вверена Константину Павловичу, который в 1815 году стал главнокомандующим польскими армиями. После создания Царства Польского (в которое вошла большая часть герцогства) 3 мая 1815 года Константину было поручено, оставаясь генерал-инспектором всей кавалерии, принять на себя главное начальство над польским войском численностью до 35 000 человек. Фактически цесаревич стал наместником Царства Польского, однако популярности у населения в этом качестве не снискал.

С 1801 года, после гибели отца и воцарения старшего брата Александра I, в соответствии с актом Павла I от 1797 года Константин являлся наследником престола. Однако в нарушение павловского закона в тексте присяги Александру I он упомянут не был – упоминался только наследник, «который назначен будет», так как  Александр I надеялся на рождение сына. Впрочем, Константин не возражал – сам он царствовать не хотел. В 1823 году он письменно отрекся от престола, ссылаясь на свой морганатический брак с польской графиней Грудзинской (хотя лично его эта связь и не лишала прав на престол) и неспособность к государственному управлению. Отречение было тайным – достоянием общественности оно должно было стать только после кончины Александра I. В силу этого решения наследником престола становился следующий по старшинству Николай Павлович, который был в курсе настроений брата.

Между тем публика продолжала видеть в Константине легитимного (а часть ее – и наиболее достойного) преемника Александра I.

После кончины Александра I в Таганроге 1 декабря 1825 года об отречении стало известно. Однако большинство членов Государственного совета и сам Николай Павлович, понимая, что исполнение воли покойного государя (юридически отречение Константина было оформлено в виде манифеста Александра I) создаст нежелательный прецедент, присягнули императору Константину I. К присяге была приведена армия, была отчеканена монета с его профилем. Но Константин настоял на соблюдении манифеста 1823 года и дважды подтвердил отречение. После этого 25 декабря 1825 года Николай Павлович провозгласил себя императором Николаем I. Защита якобы ущемленных прав Константина Павловича стала формальным поводом для восстания декабристов, состоявшегося на следующий день. После отказа от престола Константин до конца жизни продолжал титуловаться цесаревичем, хотя был исключен из очереди престолонаследия.

В августе 1826-го он уже официально стал наместником Царства Польского, сохранив пост главнокомандующего польской армией. До того наместником был Юзеф Зайончек, участник восстания под руководством Тадеуша Костюшко. Появление русского наместника закономерным образом встревожило поляков, опасавшихся ужесточения режима. В 1830-м году волнения вылились в полномасштабное восстание, начавшееся с попытки нападения на Константина в Бельведерском дворце – резиденции наместника. Князь был предупрежден и успел спастись, а через несколько дней Царство Польское оставили все русские войска. Под его руководством они отошли на границу территории.

Для усмирения восстания в Царство Польское были направлены войска под начальством генерала-фельдмаршала Ивана Дибича. Отданный под его начало Константин Павлович командовал русским резервным корпусом. Военные действия продолжались до 1831 года (окончательно восстание был подавлено Иваном Паскевичем).

Константин Павлович скончался 15 июня 1831 года, заразившись холерой, которая свирепствовала в войсках. Похоронен в родовой усыпальнице Дома Романовых – Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

 

Чем знаменит

Константин Павлович вошел в историю прежде всего как несостоявшийся, хотя и провозглашенный, российский император. Юридические тонкости, окружавшие его отказ от престола, стали формальным поводом для восстания декабристов.

 

О чем надо знать

С именем Константина Павловича связан один из немногих для дома Романовых случаев развода по инициативе супруги. Великая княгиня Анна Федоровна (урожденная Юлианна-Генриетта-Ульрика Саксен-Кобург-Заальфельд), сосватанная ему Екатериной II, не пожелала мириться с непредсказуемым нравом ревнивого и при этом неверного супруга. Несовместимость характеров обнаружилась почти сразу после бракосочетания 17-летнего великого князя и 15-летней принцессы в 1796 году, однако добиться своего ей удалось лишь в 1820-м. Константин немедленно заключил морганатический брак с Иоанной Грудзинской. Указом императора она была возведена в княжеское достоинство Царства Польского под именем княгини Лович.

Потомства в этих браках у него не было. Жозефина Фридрихс, с которой он много лет состоял в связи, родила ему сына Павла Александрова (фамилия была дана по имени августейшего крестного Александра I), французская актриса Клара-Анна де Лоран – сына Константина и дочь Констанцию. Последние двое росли вместе и воспитывались адъютантом Константина Павловича Иваном Голицыным.

Константин оказался замешан, по словам декабриста Владимира Штейнгеля, в «одну из самых гнусных историй начала царствования Александра I». Он безрезультатно добивался жены придворного ювелира Араужо. Однажды в 1803 году женщину обманом увезли в Мраморный дворец на квартиру ее любовника генерал-лейтенанта Боура, где она подверглась групповому изнасилованию, после которого скончалась (по официальной версии ее разбил паралич). Дело замяли: Боура отправили в отставку, Араужо дали денег, он выехал за границу. Константин с того времени получил прозвище «покровитель разврата». Некоторые исследователи считают эту историю «городской легендой», вызванной к жизни эсхатологическими ожиданиями: внезапная кончина любовницы генерала Боура пришлась на годовщину убийства Павла I, в обществе сильны были ожидания какого-нибудь знамения о конце династии.

 

Прямая речь

Малолетний Константин – барону Карлу Остен-Сакену в ответ на уговоры немного почитать: «Не хочу читать, и не хочу потому именно, что вижу как вы, постоянно читая, глупеете день ото дня».

Об одной из причин нежелания занять трон: «Меня задушат, как задушили отца».

Константин Павлович – Анне Федоровне в ответ на просьбу о разводе: ««Вы пишете, что оставление вами меня через выезд в чужие края последовало потому, что мы не сходны друг с другом нравами, почему вы и любви своей ко мне оказывать не можете. Но покорно прошу вас, для успокоения себя и меня в устроении жребия жизни нашей, все сии обстоятельства подтвердить письменно, а также что кроме сего других причин вы не имеете».

Александр Суворов о поведении Константина в битве при Нови: «Обретался при передовых войсках и когда выступили они на баталию в боевом порядке, то великий князь изволил идти с ними и во время баталии присутствовал, где, мужеством своим поощряя войска, приводил к неустрашимости».

Николай I – Константину Павловичу 4 января 1826 года: «Я бы во всех отношениях очень желал вашего приезда, как бы ни тяжела была наша встреча. Не скрою от вас, что в войсках наблюдается еще некоторое беспокойство, что не видят вас, и что ходят слухи, будто бы вы двигаетесь с корпусом на Петербург. Только ваше присутствие может окончательно установить спокойствие в этом отношении».

Адъютант Константина Павловича Владислав Браницкий о начальнике: «В нем были как бы два человека: чудаковатый и буйный, он в то же время был прямодушен и добр. Он мог растоптать человека сапогами, когда подозревал в нем тайное намерение нанести ему вред, но потом мог сделать невероятное усилие собрать его по кусочкам. Впрочем, если он не мог вас смутить, и вы смотрели ему в лицо, он вам уступал».

Александр Пушкин о Константине Павловиче: «Как верный подданный, должен я, конечно, печалиться о смерти государя; но, как поэт, радуюсь восшествию на престол Константина I. В нем очень много романтизма; бурная его молодость, походы с Суворовым, вражда с немцем Барклаем напоминают Генриха V. – К тому ж он умен, а с умными людьми все как-то лучше; словом, я надеюсь от него много хорошего».

Денис Давыдов о Павле Александрове: «Хотя цесаревич не мог иметь детей по причине физических недостатков, но госпожа Фридрихе (так в оригинале – "Полит.ру") будто бы родила от него сына, названного Павлом Константиновичем Александровым. Хотя его императорское высочество лучше, чем кто-либо, мог знать, что это был не его сын и даже не сын г-жи Фридрихе, надеявшейся этим средством привязать к себе навсегда великого князя, но он очень полюбил этого мальчика; состоявший при нем медик, будучи облагодетельствован его высочеством и терзаемый угрызением совести, почел нужным открыть истину цесаревичу, успокоившему его объявлением, что он уже об этом обстоятельстве давно знал».

Александр Герцен о Константине Павловиче: «Он был тогда народнее Николая; отчего, не понимаю, но массы, для которых он никакого добра не сделал, и солдаты, для которых он делал один вред, любили его. Я очень помню, как во время коронации он шел возле бледного Николая, с насупившимися светло-желтого цвета взъерошенными бровями, в мундире литовской гвардии с желтым воротником, сгорбившись и поднимая плечи до ушей. Обвенчавши, в качестве отца посаженого, Николая с Россией, он уехал додразнивать Варшаву».

Историк Ольга Каштанова о Константине Павловиче: «Современники Константина отмечают наличие у него ума, прекрасной памяти, огромной трудоспособности. В российском обществе и за границей на Константина смотрели не только как на будущего российского монарха, но и как на возможного греческого императора или польского короля».

 

5 фактов о Константине Павловиче

  • В 1799 году находившийся в изгнании Людовик XVIII в знак дружбы прислал Павлу I для великого князя командорский крест ордена Святого Лазаря Иерусалимского
  • После восшествия Константина на престол началась чеканка «константиновского рубля» – одной из самых редких российских монет; всего известно восемь подлинных экземпляров (и масса подделок), один из которых в 2004 году был продан на аукционе в Нью-Йорке за 550 000 долларов
  • По некоторым данным, офицеры-декабристы, заставляя солдат кричать: «Да здравствует Константин, да здравствует Конституция», объясняли, что Конституция – жена Константина
  • Сын Константина Павел Александров участвовал в подавлении Польского восстания 1830 года
  • Константин Павлович был владельцем Константиновского дворца в Стрельне – летней резиденции российских императоров на южном берегу Финского
    залива. Ныне – государственная резиденция президента РФ.

 

Материалы о Константине Павловиче

Ольга Каштанова. Великий князь Константин Павлович (1779–1831 гг. ) в политической жизни и общественном мнении России

Статья о Константине Павловиче в Википедии

Константин Павлович Романов и княгиня Лович

Анекдоты о Константине Павловиче (12+)

Константиновский рубль