Мемория. Николай Рыбаков

19 мая 1811 года родился Николай Рыбаков, драматический артист.

 

Личное дело

Николай Хрисанфович Рыбаков (1811–1876) родился в Курске. Отец его был управляющим в имении курского помещика Вельяминова; он умер, когда сыну было три года. Мать открыла белошвейную мастерскую и дамский магазин, но доходы были весьма скромными.

Рыбаков увлекся театром еще в детстве, когда посмотрел старинную мелодраму, но не сразу связал с ним судьбу. Окончив прогимназию в 14-летнем возрасте, служил чиновником в канцелярии Курской казенной палаты. Здесь ему и выпал счастливый билет: юноша предложил свои услуги в качестве статиста известному антрепренеру Ивану Штейну, возглавлявшему крупнейшую на тот момент провинциальную театральную труппу (порядка 60 человек). Денег молодой человек не получал, но и от платы за посещения спектаклей был избавлен. 5 февраля 1826 года он дебютировал в выходной роли римлянина в пьесе «Суматоха в маскараде».

В 1832 году Рыбаков оставил конторскую службу, поменяв чиновничью карьеру на артистическую. В сезоне следующего года труппа Штейна распалась, и Рыбаков остался с новым антрепренером Людвигом Млотковским. Судьбоносной для молодого актера оказалась ссора с Млотковским корифея тогдашней сцены Павла Мочалова: на гастролях в Харькове тот отказался играть Гамлета. Поскольку афиши были уже напечатаны, Млотковский оказался в затруднительном положении. Рыбаков отправился к нему и упросил отдать ему роль. Дебют был настолько успешным, что сам Мочалов «взял шефство» над молодым актером. По его настоянию Рыбаков начал получать ответственные роли.

Гамлет стал «визитной карточкой» Рыбакова: в этой роли после смерти Мочалова он дебютировал на сцене Императорского театра в Москве, а в 1854 году – в Александринском театре. Однако дирекция Императорских театров предлагала слишком скромные гонорары, ангажементы расстроились. Неудачи в столицах с лихвой компенсировал успех в провинции. В числе известных ролей Рыбакова – Ляпкин-Тяпкин в «Ревизоре», Отелло, король Лир, Макбет и другие.

Особое место в его творчестве занимали пьесы молодого драматурга Александра Островского. Рыбаков с большим успехом играл в его пьесах, исполняя почти исключительно роли купцов. Однако «ударной» ролью в позднем репертуаре Рыбакова стал актер Несчастливцев  в «Лесе» – эту роль драматург посвятил ему и отчасти с него же и писал. Примечательно, что Рыбаков и сам упоминается Несчастливцевым. Впоследствии роль с большим успехом исполнял сын артиста Константин Рыбаков.

Прослужив 10 лет в Харькове, Рыбаков отказался от привязки к одному театру и стал странстующим артистом. Он выступал в Казани, Саратове, Орле, Воронеже, Туле, Одессе, Таганроге, Николаеве, Житомире, Кишиневе и других городах и везде пользовался у публики большим успехом. Время от времени появлялся и в Москве: на сцене народного театра Политехнической выставки (в 1872 году), «Артистического кружка».

5 февраля 1876 года исполнилось 50 лет его сценической деятельности. Артисты московских театров и представители Общества драматических писателей во главе с  Островским торжественно отпраздновали этот юбилей.

Рыбаков был женат на Паулине Герасимовне Зелинской, дочери известного украинского антрепренера Карла Зелинского. Она сама была одной из звезд первой величины в русской театральной провинции и нередко выходила на сцену вместе с мужем. У Рыбаковых были два сына и две дочери. Константин и Ольга пошли по стопам отца. Ольга с успехом выступала с отцом в Курске, Сумах и других городах, однако рано умерла от чахотки. Константин же прославился в Малом театре.  

Николай Рыбаков скончался в Тамбове 27 ноября 1876 года.

 

Чем знаменит

Выдающийся трагик, звезда русской провинциальной сцены, ставший для нее такой же значимой фигурой, какой был для Москвы Павел Мочалов, а для Петербурга  – Василий Каратыгин. Блестящий интерпретатор Шекспира и Островского.

 

О чем надо знать

Несмотря на успех у публики, Рыбаков чувствовал в провинции свою нереализованность. Заглушить переживания он, увы, пытался традиционным русским способом. Не раз случалось, что он перед самым спектаклем иногда вдруг оказывался не в силах выйти на сцену. Как сообщает Русский биографический словарь, «бывало даже и так, что во время самого спектакля, сыграв два-три действия прекрасно, ему удавалось скрыться в соседний кабачок, из которого обыкновенно приводили или приносили его в состоянии невменяемости».

Отмечали еще одно досадное свойство рыбаковского характера – необыкновенную страсть ко лжи. Правда, она нисколько не отражалась на его сценической деятельности, а сама ложь была обыкновенно самого безобидного свойства и не причиняла никому ни малейшего вреда.

При этом, по словам современника, «как человек это был такой добряк, такой незлобивый, что в жизни таких поискать! Он старался поддержать каждого словом, несчастье и горе каждого встречали в нем теплое участие, нередко он отдавал последнее нуждающимся, оставаясь без всяких средств, и только талант спасал и выручал его от крайностей и бедствий».

 

Прямая речь

О местонахождении актерского таланта (отвечая на вопрос артиста Ивана Горбунова: «В глазах! Посмотри когда-нибудь в глаза Садовскому... А у Мочалова какие глаза были. Я имел счастье играть с этим великим человеком в Воронеже. Он играл Гамлета, а я Гильденштерна».

Александр Островский – Николаю Рыбакову: «Славен и достоин почестей не тот, кто их достиг, а тот, кто их достоин... Ваше же полувековое самоотверженное служение русскому театру навеки сохранит Вашему имени признательную память потомства».

Большая биографическая энциклопедия о первом исполнении Рыбаковым роли Гамлета: «Дебют прошел необыкновенно удачно, так что ни публика, ни антрепренер не жалели о замене старого трагика (Мочалова – "Полит.ру") Рыбаковым».

Мемуарист Владимир Нелидов об исполнении роли Несчастливцева сыном Рыбакова: «Несчастливцев, не надо забывать, списан с отца артиста, и когда в названном спектакле Рыбаков произнес слова "сам Николай Хрисанфыч Рыбаков подошел ко мне" и т. д. – теперь, как принято говорить, "[зал] задрожал от аплодисментов", а у артиста, не ожидавшего оваций, когда он заканчивал реплику, текли из глаз слезы».

 

4 факта о Николае Рыбакове

  • По словам Рыбакова, на сцене ему очень пригодилось внимательное наблюдение за посетителями магазина его матери.
  • На созданный Рыбаковым образ Гамлета повлияла его интерпретация Мочаловым, но актер больше внимания уделял не романтической стороне, а размышлениям принца о жизни.
  • Актер сыграл Гамлета в 50 лет, вызвав слезы не только у зрительного зала, но и у партнеров по сцене.
  • С 2007 года на базе Тамбовского театра драмы проводится Всероссийский театральный фестиваль имени Рыбакова.

 

Материалы о Николае Рыбакове

Статья о Николае Рыбакове в Википедии

Русский биографический словарь. Рыбаков, Николай Хрисанфович

Он играл себя (Актер Николай Рыбаков)