18 августа 2019, воскресенье, 03:45

Новая радиокарта Юпитера позволила увидеть потоки аммиака под облаками

Радиокарта, на которой видны потоки аммиака (вверху) и фотография этого же региона Юпитера (внизу)
Michael H. Wong, Imke de Pater, Robert J. Sault; NASA, ESA

Группа исследователей из США и Австралии использовали радиоинтерферометр Very Large Array для нового исследования атмосферы Юпитера. Им удалось выявить в радиодиапазоне зоны подъема и опускания мощных потоков аммиака вдоль экватора планеты, которые скрыты под внешним слоем облаков. Открытие позволит лучше понять динамику атмосферы Юпитера.

Уже в 1980-х годах астрономы при помощи радиотелескопов обнаружили, что аммиака в атмосфере Юпитера очень мало, около 0,01 %. Но когда космический зонд в 1995 году Galileo прошел сквозь атмосферу Юпитера, углубившись более чем на 100 километров, он обнаружил, что уровень аммиака в четыре-пять раз выше, чем ожидалось. Объяснить эти данные и было призвано новое исследования.

Изучив полученную радиокарту планеты, ученые увидели чередующиеся темные и светлые пятна вокруг ее экватора. Каждое из пятен имело десятки тысяч километров в поперечнике. Темные пятна обозначают области с высокой концентрацией аммиака, в светлых пятнах его наоборот очень мало. Исследователи полагают, что богатые аммиаком места представляют собой шлейфы аммиака, поднимающиеся вверх из глубины планеты. По мере подъема аммиак охлаждается и образует облака из аммиачного льда в верхних слоях атмосферы. Оставшийся после кристаллизации аммиака воздух, состоящий преимущественно из водорода и гелия, опускается вниз, образуя бедную аммиаком область. Пока остается неясным, наблюдается ли данный процесс только в экваториальных районах Юпитера или же также и в других частях его атмосферы. Ученые надеются, что космический аппарат Juno, который должен выйти на орбиту Юпитера уже в июле этого года, поможет точнее установить состав и структуру атмосферы.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.