Адрес: https://polit.ru/news/2016/06/14/stavka/


14 июня 2016, 09:30

Юрий Мельников ("Югра-банк"): нерешительность ФРС не помешает долгосрочному процессу снижения ставки ЦБ

Последние выступления чиновников Федеральной резервной системы вызвали недоумение у инвесторов, экономистов, представителей крупных банков.

Дело в том, что протоколы последнего заседания Комитета по открытым рынкам ФРС явно указывали на то, что все участвующие в голосовании члены комитета настроены поддержать скорое повышение ставки, если темпы инфляции в США продолжат расти, а уровень безработицы – снижаться. Статистические данные продемонстрировали, что растущие цены на нефть подстегнули рост инфляции, а уровень безработицы снизился до отметки 4,7%.

Фактически, для многих игроков на рынке это стало окончательным сигналом к тому, что регулятор начнет повышение ставок уже в июне. Однако выступление главы ФРС Джаннет Йеллен оказалось крайне неоднозначным и содержало большое число формулировок, которые указывали, что американский регулятор пока не готов начать ужесточать монетарную политику.

В результате, ситуация на мировых финансовых рынках стала постепенно дестабилизироваться, поскольку игроки не понимают можно ли доверять заявлениям ФРС и когда ожидать повышения ставки, стоит ли вообще ждать этого события.

Отечественные банки оказались в серьезной зависимости от этого процесса. Действия Федрезерва играют колоссальную роль на рынках капитала развивающихся стран и на стоимость ликвидности.

Ужесточение монетарной политики для стран с развивающейся экономикой обернется очередной волной оттока капитала и ослабления национальных валют на фоне распродажи активов иностранными инвесторами.

«Российские рынки пострадают от этого в меньшей степени, поскольку санкции и так спровоцировали беспрецедентный отток капитала из России за последние 2 года», - считает первый зампред правления банка «Югра» Юрий Мельников.

Но в то же время для российской экономики неопределенность со стороны ФРС оказывает крайне негативное воздействие в рамках монетарной политики, реализуемой Банком России.

По его словам Мельникова, даже несмотря на неоднозначную позицию ФРС, Банк России принял решение снизить ставку, поскольку этого от ЦБ ждали очень давно.

«Уже долгое время от ЦБ ждали смягчения денежно-кредитных условий, в первую очередь, снижения ключевой ставки, поскольку именно этот шаг даст толчок для более стремительного восстановления российской экономики», - отметил Мельников.

Как отмечают эксперты банка «Югра», экономике Россиикрайне необходима поддержка, чтобы продолжить восстанавливаться и уже в следующем году продемонстрировать рост на 1-1,5%.

«Низкая ставка крайне необходима отраслям, где рентабельность, как правило, не превышает 10%, а в текущих условиях – это подавляющая часть российских компаний», - отмечают аналитики банка «Югра».

На данный момент темпы инфляции стабилизировались у 7,3%, отечественный валютный рынок вырвался из лап волатильности. Но несмотря на это, ЦБ еще долгое время может откладывать очередное снижение ставки, из-за роста инфляционных рисков, которые могут возникнуть после действий ФРС.

Еще в конце прошлого года многие эксперты не исключали снижения ключевой ставки ЦБ до 8-9% в четвертом квартале 2016, но теперь эти прогнозы далеки от реальности, учитывая затяжную паузу, которую вынужден был взять Банк России. В то же время, в перспективе нескольких лет, в банке «Югра» не исключают существенного снижения ключевой ставки.

«Мы не исключаем, что ключевая ставка Банка России в перспективе тех лет может оказаться в полтора-два раза ниже текущих значений», - отметил Мельников.

Фактически, нарушение коммуникации между ФРС и инвесторами, является одним из ключевых факторов, определяющих будущие шаги национальных банков развивающихся стран. Стоит также отметить, что Банк России, как и другие центробанки развивающихся стран оказался довольно в сложном положении – ЦБ предстоит проводить стимулирующую политику, наращивать денежную массу в экономике и снижать ставки, в условиях, когда регуляторы США, Европейского союза и Японии уже подошли к допустимым пределам ультрамягкой монетарной политики и в скором времени начнут сворачивать стимулирующие меры и изымать избыточную ликвидность из экономики.

Каждое повышение ставки Европейским центральным банком или Федеральной резервной системой, по крайней мере на первых порах, будет откликаться на валютах развивающихся стран, подстегивая инфляционные риски и вынуждая национальные регуляторы откладывать меры, направленные на снижение стоимости капитала внутри страны. Причем, если этот процесс будет затягиваться, не исключено, что экономики стран, у которых нет достаточных валютных резервов «перетерпеть» этот период, столкнуться с длительной рецессией, которая может длится от трех до пяти лет.

Если российскому ЦБ удастся сохранять баланс, между тем, чтобы превентивно реагировать на инфляционные риски, связанные с действиями ФРС, ЕЦБ и Банка Японии, и в то же время успевать в периоды стабилизации снижать ключевую ставку, процесс восстановления экономики России будет проходить куда быстрее, нежели в других развивающийся странах, что позволит в конечном итоге компенсировать потерю доли в мировом ВВП из-за ухудшения отношений со странами ЕС и США и обмена ударов в «санкционной войне».