Spotify во второй раз готовится выйти на российский рынок

Шведская компания Spotify, владеющая одноименным музыкальным сервисом, намеревается вернуться на российский рынок — правда, обсуждение этого вопроса пока еще на ранней стадии, и окончательное решение не принято, пишут «Ведомости» со ссылкой на сотрудников нескольких крупных музыкальных лейблов и медиакомпаний.

По данным источников, шведы адекватно оценивают потенциал российского рынка и его нынешний объем, поэтому, вероятно, будут готовы совершить вторую попытку прихода в РФ. Первая была предпринята в 2014 году, когда Spotify создала в России ООО «Спотифай» (оно до сих пор числится действующим) и инвестировала в него около 15 млн рублей, которые в настоящее время зафиксированы как убыток. Кроме того, для управления так и не открывшимся российским офисом был нанят Александр Кубанеишвили, впоследствии уволенный по объективным причинам.

Предполагалось, что запуск шведского музыкального проекта в России состоится в 2015 году, однако компания в итоге передумала. Близкий к ней источник рассказал журналистам, что причиной отказа от планов стали опасения в связи с экономическим кризисом и политической обстановкой в России. Кроме того, шведские специалисты боялись, что не смогут выполнить нормы российского законодательства о хранении персональных данных. Еще одним фактором стало ограничение на иностранное владение российскими СМИ в рамках 20%, которое теоретически могло коснуться и Spotify.

В нынешнем году шведская компания возобновила расширение — в частности, открыла свой сервис в Индонезии, а сейчас изучает те рынки, на которых пока не присутствует, включая российский. РФ по объему продаж цифровой музыки находится на 57-м месте в мире, и при численности ее населения (140 млн человек) потенциал развития рынка невероятно высок. В прошлом году, по некоторым оценкам, его объем достиг 30,4 млн долларов, даже притом что россияне не слишком любят платить за контент.

Spotify появилась десять лет назад, ее основали шведы Даниэль Эк и Мартин Лоренцон. Эта компания первой предоставила услуги стрим-сервиса для прослушивания музыки онлайн, без скачивания треков в память компьютера или гаджета. На данный момент Spotify объединяет 100 млн пользователей во всем мире, из которых 30 млн оплачивают подписку, а остальные пользуются сервисом по рекламной модели.