22 июля 2019, понедельник, 04:18

Обнаружены новые свидетельства каннибализма среди неандертальцев

Неандертальцы у костра
Wikimedia Commons

Группа археологов и палеоантропологов представила новые доказательства существования каннибализма в общинах неандертальцев. На этот раз ученые обнаружили, что неандертальцы около 40 тысяч лет назад не только разделывали и ели своих собратьев по виду, но и использовали их кости в качестве орудий.

Ученые анализировали находки, сделанные в пещерах неподалеку от бельгийской деревни Гойе. Скелетные останки, согласно радиоуглеродному методу, имеют возраст от 40500 до 45500 лет. В пещерах в разное время обитали как неандертальцы, так и люди современного типа. Исследователям удалось определить 99 ранее найденных костных фрагментов как принадлежащие неандертальцам. Они сумели также извлечь из костей митохондриальную ДНК неандертальцев, значительно увеличив имеющуюся у нас информацию о неандертальском геноме. Анализ ДНК подтвердил выводы предшествующих исследований, что генетические различия среди европейских неандертальцев были не очень велики. То есть неандертальцы Европы этого периода были относительно близкими родственниками друг другу.

На многих костях остались следы, указывающие на их обработку. Например, трубчатые кости были специально расколоты, чтобы добраться до костного мозга. Другие отметины свидетельствуют о снятии кожи и разделке тела. Аналогичные следы есть на костях диких лошадей и оленей, во множестве найденных в пещерах Гойе. Авторы исследования предполагают, что неандертальцы Гойе практиковали каннибализм.

Четыре кости из Гойе ясно показывают, что неандертальцы применяли кости своих умерших родственников в качестве инструментов. Одна бедренная кость и три больших берцовых кости были использованы для изготовления каменных орудий, подобно тому, как обычно применялись крупные кости животных. Костью наносили удары по камню, чтобы отколоть его части и придать ему нужную форму.

Профессор Эрве Бошран (Hervé Bocherens) из Университета Тюбингена и Центра эволюции человека и палеоэкологии имени Зенкенберга (Senckenberg Center for Human Evolution and Paleoenvironment), принимавший участие в исследовании, отметил интересный факт: ни в одном другом известном ученым неандертальском поселении региона не обнаружено свидетельств подобного обращение с телами сородичей. Напротив, в них были найдены захоронения. Другим обличием стало большее разнообразие каменных орудий в других неандертальских пещерах. «Большие различия в поведении этих людей, с одной стороны, и тесная генетическая связь между поздними европейскими неандертальцами, с другой, вызывают много вопросов об их социальной жизни и обмене между различными группами», – говорит ученый.

Ранее свидетельства каннибализма среди неандертальцев обнаруживались в неандертальских поселениях Эль-Сидрон и Сафаррайя (Испания), Мула-Жернси и Ле-Прадель (Франция), Крапина (Хорватия). Находки из Гойе стали первым подобным примером на севере Европы.

Исследование находок из пещер Гойе опубликовано в журнале Scientific Reports.