22 июля 2019, понедельник, 09:27

Три миллиарда лет назад климат Венеры был пригоден для жизни

Венера
NASA

Когда ученые узнали, какова температура на поверхности Венеры, они были крайне разочарованы. Прежде предполагалось, что климат Венеры не столь отличается от земного, а значит, на этой планете могут существовать животные и растения. Но выяснилось, что из-за сильного парникового эффекта на Венере слишком жарко даже для наличия там жидкой воды. По последним данным, средняя температура поверхности Венеры составляет около 477 °C. Для сравнения средняя температура поверхности Земли составляет 14 °C.

Новая климатическая модель Венеры показывает, что 2,9 миллиарда лет назад Венера была куда более привлекательным местом. Климат ее был близок к земному, средняя температура составляла всего 11 °C, и на планете могли быть океаны. К такому выводу пришли ученые из Института космических исследований имени Годдарда (Goddard Institute for Space Studies) и их коллеги из других научных учреждений, которые работали над моделью климата Венеры с учетом данных о солнечной радиации, выпадающей на долю планеты.

Ведущий автор исследования Майкл Уэй (Michael Way) уточняет, что все зависит от скорость обращения Венеры вокруг своей оси. Планета получает дозу солнечной радиации на 40 % большую, чем Земля. Однако, если в далеком прошлом она вращалась с той же скоростью, что и сейчас (период вращения 243 земных дня), климатическая ситуация была превосходно подходящей для наличия воды и биосферы. Если же Венера вращалась быстрее, то ее температура все-таки оставалось слишком высокой.

Это связано с воздействием скорости вращения Венеры на форму циркуляции атмосферы, известную под названием «ячейки Хэдли». Так как Солнце сильнее нагревает воздух на экваторе планеты, в экваториальной зоне теплый воздух поднимается вверх. На Земле такой подъем продолжается до высоты 10 – 15 километров, на которой воздух начинает двигаться от экватора к полюсам, постепенно охлаждаясь. Достигнув зоны субтропиков, воздух у поверхности Земли движется в обратном направлении, к экватору. На Земле циркуляция воздуха в ячейках Хэдли к югу и северу от экватора определяет погоду в тропической зоне.

Косвенным подтверждением выводов ученых о климате древней Венеры служит соотношение изотопов водорода в атмосфере Венеры, которое указывает, что ранее на планете было значительно больше воды, возможно, достаточно для существования океанов. К сожалению, исследования поверхности Венеры не могут дать ответ о ее прошлом, так как около 700 миллионов лет назад вся поверхность планеты была изменена из-за сильной вулканической активности.

Результаты исследования опубликованы в журнале Geophysical Research Letters.