Княжеская печать XII века найдена в Калининградской области

Ученые Института археологии РАН обнаружили в Калининградской области печать русского князя, относящуюся к началу XII века – это первое найденное в регионе материальное свидетельство тесных экономических связей между жившими здесь племенами пруссов и русским северо-западом, сообщается в пресс-релизе ИА РАН.

Самбийская экспедиция Института археологии под руководством Александра Хохлова во время раскопок этого сезона обнаружила по соседству с поселком Привольное (бывший Гунтенен) следы богатого поселения древних пруссов – балтского народа, обитавшего в Северо-Западной Балтии и остававшегося независимым до XIII века, когда эту территорию завоевал Тевтонский орден. Пруссы были окончательно ассимилированы немцами в XVII веке.

Половина  аббасидского дирхема, динарии Кёльна и Дуйсбурга, обрубок серебряной платежной гривны, найденные у Привольного. Фото: Институт археологии РАН

Археологи обнаружили обломки керамики, куски янтаря, бронзовые и серебряные украшения, предметы быта, детали костюма, свинцовую пломбу дрогичинского типа (использовавшуюся для опечатывания товаров, перевозившихся на значительные расстояния), серебряные монеты и много другое. «На Самбийском полуострове сосредоточены основные месторождения янтаря, которые активно разрабатывались еще с I тысячелетия. Янтарь активно и в больших количествах поставляли в Европу и на Русь. Вероятно, благодаря этой торговле среди пруссов возникла прослойка знати, которая стала крайне активной и мобильной», – объясняет Хохлов. По его словам, усадьбу такого богатого «нарочитого» мужа, возможно, и нашли ученые.

Самой интересной и «говорящей» находкой стала древнерусская вислая актовая свинцовая печать, оттиснутая от имени внука Владимира Мономаха – князя Всеволода Мстиславича (1095—1138), в крещении Гавриила, старшего сына великого князя киевского Мстислава от брака с Христиной, дочерью шведского короля Инге I Старшего.

На печати с одной стороны изображена сцена Благовещенья: архангел Гавриил, святой покровитель владельца печати, приносит благую весть деве Марии, на обороте – святой воин, судя по пояснительной надписи, великомученик Феодор (покровитель отца князя). Всеволод Мстиславич долгое время княжил в Новгороде (с 1117 по 1136 год с небольшим перерывом в 1125 году), в последние годы своей жизни (1237-38 годы) был приглашен на псковский престол.

Свинцовые княжеские печати подтверждали подлинность написанного на пергаменте документа, к которому они были привешены – возможно, жалованной грамоты на землю или грамоты, обеспечивающей свободный беспошлинный проезд по землям, находящимся под юрисдикцией правителя. «Можно только предполагать, что именно было написано в документе, заверенном печатью Всеволода Мстиславича. Ясно лишь, что грамота эта была чрезвычайно важна для человека, который привез ее из Древней Руси на берега Балтики», – говорит начальник отряда Самбийской экспедиции Константин Скворцов, который нашел печать.

Печать стала первой подобной находкой за все время исследований в ареале расселения древних пруссов на юго-восточном побережье Балтийского моря. Хотя еще в XIХ веке историки считали, что между Новгородским княжеством и землями пруссов существовали устойчивые связи (Прусская улица возникла в Новгороде в средневековый период), находка печати стала первым надежным свидетельством перемещения людей и товаров из Великого Новгорода в Прусские земли. «Это позволяет предполагать существование устойчивых взаимовыгодных отношений между Пруссией и Новгородом, что кто-то из пруссов не только перебирался на Русь, но и возвращался назад в Пруссию, продолжая при этом вести дела в Новгородских землях», – полагает ученый.

Нательный крест, бытовые предметы, украшения. Фото: Институт археологии РАН

Среди других находок особенно стоит отметить бронзовый нательный крестик, который относится к концу XI – первой половине XII веков. Не исключено, что один из жителей поселения мог быть крещен в православную веру во время пребывания на Руси. Возможно, эта находка указывает, что уже в начале XII века на берегах Балтики жили православные пруссы, которые стали  христианами уже за 100 лет до начала экспансии Тевтонского ордена.