19 мая 2019, воскресенье, 16:00

Получены бактерии с расширенным генетическим кодом

Группа ученых из Исследовательского института Скриппса (The Scripps Research Institute, TSRI), под руководством профессора Флойда Ромсберга (Floyd E. Romesberg) опубликовала в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences статью о полученных ими бактериях с искусственно расширенным генетическим кодом.

ДНК всех организмов на Земле содержит четыре нуклеотида: аденин, тимин, гуанин и цитозин, которые соединяются друг с другом в пары, причем аденин всегда соединяется с тимином, а гуанин с цитозином. Последовательность таких пар и есть наш геном. Теперь ученые модифицировали геном бактерии кишечной палочки (E. coli), введя туда два дополнительных нуклеотида, которых нет ни у одного природного организма. Эти две дополнительные «буквы» генетического алфавита Ромсберг и его коллеги обозначают как X и Y.

Впервые о таком эксперименте Ромсберг сообщил летом 2014 года. Но жизнеспособность полученных бактерий оказалась невысока, и они вскоре погибли. За прошедшие с тех пор два года ученые смогли сделать своих бактерий значительно выносливее, а также обеспечить передачу нуклеотидов X и Y потомкам при делении бактерии. В частности ими пришлось модифицировать аналог иммунной системы, существующий у бактерий, чтобы он уничтожал любые молекулы ДНК, не содержащие элементов X и Y.

Исследователи говорят, что модифицированные микроорганизмы станут отправной точкой для создания «организмом с совершенно неестественными качествами и признаками, не найденными в другом месте в природе». Бактерии представляют собой «устойчивую форму полусинтетической жизни» и «закладывают основу для достижения центральной цели синтетической биологии: создания новых форм жизни».